Найти в Дзене
forceuser

Империя с человеческим лицом

Оглавление

Предисловие

Уже долгое время я обещаю своим зрителям и читателям видеоролик об Империи с доскональным анализом, что из себя представляет это придуманное государство с точки зрения художественного вымысла, и всё никак не доберусь до этого. У меня уже 1,5 года как написан сценарий и подготовлена анимация для этого ролика, но каждый раз возникали всё новые и новые мысли, каждый раз приходилось откладывать производство данного видео всё дальше и дальше. Теперь же, с моим пересмотром подхода к видеоконтенту, в приоритете стало производство иных роликов, хотя ролик об Империи до сих пор в планах, и однажды я это сделаю.

А ведь мой изначальный замысел всего лишь преследовал цель ответить на простой вопрос: Империя - хорошая или плохая? Точнее, ответ у меня есть и был всегда (спойлер: Империя - однозначное зло), своей задачей я ставил лишь аргументированно подвести к этому ответу. Но различные обстоятельства в моей личной и творческой жизни до сих пор не позволили мне этого сделать.

Ну как этот седовласый дедушка может быть недобрым?
Ну как этот седовласый дедушка может быть недобрым?

Вместе с тем вышедший первый сезон сериала "Андор" делает мои измышления об Империи актуальными, поэтому вашему вниманию я представляю статью, представляющую из себя небольшую идейную часть моего большого видео об Империи.

Да, однажды я его сделаю (главное в это верить).

Что есть Империя?

Задайтесь этим вопросом прежде, чем продолжить читать статью дальше. Подумайте буквально 10 - 15 секунд и дайте своими словами характеристику Империи у себя в голове.

Империя - мощное милитаризированное государство.
Империя - мощное милитаризированное государство.

Думаю, многие начнут подбирать определения, в основе которых будет так или иначе школьное, университетское или собственное понятие Империи как государства, основанном на централизации власти и тоталитарном политическом режиме.

И это в корне неверно.

Империю можно было бы определять как государство и соответствующим образом подходить к её оценке и анализу только при одном условии: если бы Империя из "Звёздных войн" была бы частью реальности, т.е. существовала бы на самом деле. В этом случае все познания о теории государства и права были бы напрямую применимы для того, чтобы дать наиболее объективную оценку Империи.

Но Империя из "Звёздных войн" - это не существующее государство, а вымышленное, при чём вымышленное не одним человеком, а группой людей, живущих в разное время, в разных условиях и даже в разных культурах, при этом далеко не все из них (а, возможно, никто вообще) не являлся по своему образованию или профессии историком или политологом.

В связи с этим к Империи следует относится не как к государству, а как к художественному приёму, необходимому автору (авторам) для достижения поставленных перед ними целей.

Два Императора на одном снимке.
Два Императора на одном снимке.

Для зачинателя "Звёздных войн" и фактического автора Империи - Джорджа Лукаса - Империя была, в первую очередь, антагонистом, т.е. стороной конфликта, противопоставляемой протагонистам. Уже на этом этапе ничем иным, кроме как злом, Империя не может быть по определению.

Поясню: основным протагонистом оригинальной трилогии является Люк Скайуокер - ведущий положительный персонаж (думаю, здесь обойдусь без аргументов, т.к. это очевидно). Соответственно, поскольку положительному персонажу Люку противостоит Империя (в лице отдельных её представителей), то и сама по себе она является отрицательным коллективным действующим лицом.

Собственно, это не раз подчёркивается на протяжении всей оригинальной трилогии: Империя в лице Таркина уничтожает мирную планету Альдераан просто потому, что может; Дарт Вейдер душит своих подчинённых за любую провинности без суда и следствия; Палпатин так вообще в кульминационный момент предаёт своего ученика и пытается заполучить нового. Эти злодеяния с точки зрения моральных ценностей Лукаса и большинства зрителей не поддаются двойной трактовке.

Очень добрый фашист.
Очень добрый фашист.

(Многие защитники Империи на этом месте сильно заёрзали и уже вовсю торопятся объяснить, что всё на самом деле не так, приводя аргументы из расширенной вселенной, которые, в свою очередь, попросту переиначивают основные события, представляя их в ином свете. Попрошу не скатываться в нарушения формальной логики, т.к. ничто в будущем не может стать причиной того, что случилось в прошлом. Поэтому любые объяснения, данные в рамках лора "Звёздных войн" уже после того, как объясняемые события были впервые представлены в том виде, в котором они были представлены, работают исключительно как ретконы. Я же пытаюсь разобраться в изначальной идее. Надеюсь, эта мысль понятна).

Если вы посмотрите "Звёздные войны" впервые, начиная с хронологически первого вышедшего фильма, у вас не останется никаких сомнений в истинности моих выводов. Империя - это чистое зло, потому что Лукас её таковой хотел показать. К причинам этого мы вернёмся.

Почему над Империей "издеваются"?

Одна небольшая сцена из недавнего "Оби-Вана Кеноби", когда шпионка Тала Дурит с помощью пощёчин раскидала двух имперских штурмовиков, породила новый виток споров и недовольств со стороны обожателей Империи. Суть их претензий заключается в том, что им кажется, будто некоторые авторы намеренно "издеваются" над имперцами, выставляя их профнепригодными болванами. В этот самый момент критикующие опять-таки забывают, что штурмовики - это не реально существующие солдаты, а всё такой же художественный приём, как и сама Империя.

Самый опасный боевой приём повстанцев - пощёчина смерти.
Самый опасный боевой приём повстанцев - пощёчина смерти.

Суть этого художественного приёма примерно в том же, в чём и суть Империи как художественного приёма. Коль имперские штурмовики являются представителями стороны зла, соответственно, они априори становятся злодеями, но в их случае - не ведущими злодеями, а фоновыми.

По законам жанра - любого, где есть противостояние добра и зла - фоновый злодей практически никогда не нанесёт фатальный урон главным героям (кроме случаев, когда рассказывается история подвига главных героев, как в случае "Изгоя-один"). Соответственно, любой фоновый злодей всегда будет в заведомо проигрышном положении по отношению к главным героям.

По этой причине в фильме "Коммандо" злодеи-ноунеймы не могут попасть из автоматического оружия в двухметрового австрийца со сложной фамилией. По этой же причине Брюс Уиллис в роли Джон МакКлейна - крайне удачливый, хоть и уязвимый человек. И по этой же причине столь точные имперские штурмовики, как их характеризует Оби-Ван Кеноби в оригинальном фильме, мажут всякий раз, как сталкиваются с главными героями.

Герои в двух метрах и прямо на мушке - ну, это стопроцентный промах.
Герои в двух метрах и прямо на мушке - ну, это стопроцентный промах.

Это не издевательство над штурмовиками как над персонажами (хотя какие из них, чёрт возьми, персонажи?!) и не издевательство над Империей, а просто сложившаяся условность, необходимая в жанровых произведениях. Однако когда жанр по воле автора необходимо поменять, те же самые штурмовики внезапно становятся элитой имперских войск и никогда не промахиваются. В этих случаях они даже могут стать протагонистами.

(Боль фанатов "Звёздных войн" всякий раз, когда штурмовиков обижают, это особо приятный повод пошутить, но сейчас я не буду).

Ну а что до той самой сцены из "Оби-Вана Кеноби", то ругать её стоит не за суть, а за плохую постановку. Как, в прочем, и весь сериал.

Зачем Лукасу "выставлять" Империю плохой?

Я намеренно неверно построил формулировку этого вопроса, потому что именно в таком виде он звучит чаще всего. Многие действительно считают, что Лукас (и не только) выставляет Империю плохой, тогда как на самом деле она, как минимум, неоднозначна, а по мнению особо фанатичных зрителей - исключительно хороша. Опять же, ошибка таких рассуждений состоит в неверности подхода к пониманию Империи как художественного приёма.

Лукас, придумывая Империю, преследовал определённые цели. Конкретно, молодой тогда ещё режиссёр выступал с критикой собственной страны - США. Отчасти Джордж перенёс её на экран в виде гипертрофированного фашистско-милитаристского государства, тем самым создавая посыл зрителям: вот сюда приведут диктатура, тотальное ограничение свобод, геноцид и технократический путь развития.

Красивый кадр скрывает за собой предостережение тоталитарного ужаса.
Красивый кадр скрывает за собой предостережение тоталитарного ужаса.

При этом Лукас даёт надежду своему и будущим поколениям: всё это может быть уничтожено человеческой добродетелью (жертва Люка по имя спасения души его отца) и самой природой (победа эвоков над вооружёнными до зубов имперцами).

Всё это следует оценивать совокупно и с точки зрения авторского замысла, отодвигая на второй план логику происходящего. В конце концов, "Звёздные войны" - это не про вместимость шагоходов и качество экипировки штурмовиков (даже если кто-то думает иначе), "Звёздные войны" - про людей, про нас с вами.

Таким образом, Лукас не выставлял Империю плохой, он придумал её плохой на правах автора.

Зачем тогда очеловечивать Империю?

В общем-то причина, по которой Империя может быть выставлены как нечто положительное, ровно такая же, по которой Империя показывается как что-то отрицательное: всё зависит от авторского замысла и, соответственно, целей, которые преследует автор. Если кому-то хочется показать Империю с человеческим лицом, то для этого нет никаких преград. Тимоти Зан с этим вполне справился, придумав злодея грандадмирала Трауна, который, тем не менее, не выглядит клишированным злодеем, в отличие от Таркина, Вейдера и Палпатина.

Одна из первых и самых ярких попыток создание неоднозначного злодея.
Одна из первых и самых ярких попыток создание неоднозначного злодея.

Многие иные авторы, дополнявшие лор "Звёздных войн" различными событиями, идущими бок о бок с показанным в оригинальной трилогии, ретконили и саму Империя, добавляя ей глубины и неоднозначности (вплоть до откровенных глупостей, но сейчас не об этом). Со временем это привело к массовому восприятию Империи как реально существующего государства со своими плюсами и минусами. При этом массы были недовольны, когда кто-то (даже сам создатель!) уделял внимание лишь только минусам и злодеяниям Империи. Возможно, именно по этой причине Лукас отделял собственные фильмы от прочих произведений расширенной вселенной, потому что многие из них даже если и ложились на канон, то противоречили многим идеям Джорджа.

Ведь неоднозначная Империя, вызывающая понимание, означала бы, что Лукас и к проводимой в США внутренней и внешней политике относился неоднозначно и с пониманием, а это было не так.

Но, возвращаясь к разговору о художественных смыслах, следует заметить, что введение ретконов и альтернативных взглядов на Империю иными авторами – это показатель развития франшизы. "Звёздные войны" остаются актуальными, на них можно посмотреть с различных сторон и уже знакомые события преподнести с иной точки зрения. Всё это говорит о неутихающем уже более 40 лет интересе к "Звёздным войнам", и я это всячески поддерживаю.

Между тем, я стараюсь отделять друг от друга точки зрения и художественные вклады различных авторов. В частности, лично я приверженец подхода Лукаса к Империи: в вымышленном мире "Звёздных войн" данное государство – уродливое и отчасти карикатурное злое злодейское зло, и никак иначе. Но мне интересны и иные подходы к этому миру. В частности, то, как "Андор" показывает имперцев, с моей точки зрения, как минимум, интересно. Хотя глобально сериал не переиначивает идеи Лукас, он лишь заменяет характерные физиономии Таркина, Вейдера и Палпатина на простые человеческие лица ведущих героев "Андора" с имперской стороны.

Очеловечивание - это тоже художественный приём.
Очеловечивание - это тоже художественный приём.

Это делается не для оправдания и очеловечивания Империи, а, напротив, для показа того, насколько Империя расчеловечивает людей. Империя с человеческим лицом – это всё ещё вымышленное зловещее государство. Только в этой Империи злодею не нужно носить чёрную маску и плащ и душить героев с помощью Силы, ибо здешние злодеи и без того успешно справляются с расправами над людьми.

И от этого даже как-то страшнее...