Есть анекдот про сектантов и людей церковных. Рассказал священник из телевизора - поп-звезда. Дескать, как нас, православных, сектанты на улице вычисляют? Подходят с блаженной улыбкой и спрашивают: "Здравствуйте, знаете ли вы имя Бога?". И если бросится человек наутек с испуганным лицом - значит, точно наш брат-православный.
У Гоголя, напротив, православные лихо вычисляли сектантов:
-- А ты, брат, крест носишь?
-- Ношу.
-- А горилку в церковные праздники пьешь? Ах, не пьешь? Какой же ты славной веры?
Шутка, конечно. Почему бы не разбавить шуткой суровое лыко в строку?
Один известный поэт в свое время отказался посещать религиозно-философские собрания, ответив резко: "Там пытаются вульгарными словами говорить о невыразимом". Хорошо ответил. Поэтично. И свободно.
А один мой знакомый, начитанный умный, который на раз-два смог бы отбрить сектанта на улице, начал ходить на церковные службы, и признался мне, что не может чисто психологически прикладываться губами к руке священника. Что-то в этом есть унижающее. И не совсем гигиеничное. Да и нелепое, - так он мне сказал. Я ответил, что совсем необязательно бросаться под благословение при каждом появлении священника, как это делают многие прихожане. Особенно так, походя. Приложил руку на чело - и что? Ты сразу святость обретаешь? Тут четко нужно разделять - ритуал и внутреннее христианство. Духовная область невидима глазу, но она-то и самая важная. Потому, что Бог зрит на сердце человеческое, а не на количество поклонов или целования рук.
А он ни в какую. Вроде бы мелочь. А он от нее - простите за сравнение - как сектант от умных вопросов или церковный от сектантских на улице - бежит. И куда только ум его девается. Впрочем, ум такая штука, что всегда найдет оправдание. Сказал мне недавно: каков приход, таков и поп. Дескать, пожилые прихожанки приучили попа к "целованию его рук". И посмей теперь этот священник руки не протянуть - тут же подвергнется народному гневу. "Батюшка-то наш не тот...не наш в смысле...я к нему под фартучек и к руке...а он как нехристь какой...нет, не наш..."
Ну и выдал напоследок, что он как Василий Розанов - дорогой сердцу церковному враг.
У Лескова есть красноречивое описание разделения обрядовой стороны церкви и духовной.
Небольшой поселок. Барыня при виде молоденького священника прямо на улице кланяется ему в пояс. А он краснеет, неудобно. Барыня все же. Да и не привык он к такому превосходству. Как-то через мальчишку-посыльного передает ей записку: что это вы, мол, уважаемая барыня, меня в смущение вводите своими поклонами? И вскоре получает ответ: "Болван! Не тебе я кланяюсь, а Образу Христа, который олицетворяется твоим облачением и саном церковным". Вот так. Щелчок по носу.
Один старенький священник никогда не позволял прихожанам целовать руки. Ограничивался благословениями. Не потому, что был холоден. Напротив, по любви же и не допускал этого психологического возношения с одной стороны и смиренничания с другой.
Игумен Никон (Воробьев) вообще отменил у себя на приходе всякое лобызание рук. Даже на Помазании люди просто кланялись и отходили. Лишнее это, считал он. Лишнее, отвлекающее и многим неприятное.
Я знаю, что на этот счет есть разные мнения. Для кого-то прикоснуться губами к руке священника - это просто обрядовый знак, некий символ. Для кого-то преодоление психологических комплексов.
Но ум уму рознь, так же как и поговорка обоюдоострая: каков поп, таков и приход. Но и каков приход, таков и поп. Как отделить одно от другого?й