Испанский фильм 2013 года «Ведьмы из Сугаррамурди» очень сложно охарактеризовать с точки зрения его жанровой принадлежности. В нём перемешано всё, что в итоге, казалось бы, превратилось в сумрачный фарс. Однако в этой ленте есть строгая логика, которая искусно скрыта за фантасмагорией происходящего на экране.
Фильм как бы состоит из множества пародийных элементов, которые, так или иначе, отсылают нас к разнообразным фильмам: «От заката до рассвета», «Приехали», «Сплошные неприятности», «Вендетта по-корсикански», «Тринадцатый воин», «Чёрная смерть» и т.д. А потому поначалу вам может показаться, что сюжет в известной степени вторичен.
Незадачливые грабители, совершившие налет на крупный ломбард, захватили такси и пытаются на нём скрыться, двигаясь в сторону Франции. Во время поездки они оказываются в типичном «месте, откуда нет выхода». Сугаррамурди – городок, где некогда преследовали ведьм.
А ныне здесь находится их тайное пристанище, где служительницы загадочного культа готовят глобальный шабаш во имя общемирового реванша, намереваясь отомстить мужчинам. Если всё начиналось как вольная импровизация на тему криминальных комедий 70-ых годов, то ближе к финалу превратилось в ритуальный ужас через изображение мистерии «великой матери».
Собственно скрытый смысл фильма - вовсе не в криминальных пассажах и даже не в издевательстве над различными направлениями в кинематографе: от хорроров до туалетного юмора. Речь ведется о проблеме гендерной трансформации. И показано это очень остро.
Например, ещё со времен неонуара 70-ых годов мы могли наблюдать демаскулинизацию «частного детектива» («Долгое прощание», «Ночные ходы» и т.д.). Вполне логичным было бы предположить, что «оборотной стороной медали» будет инфернализация женских персонажей. Что не просто предположение, если принять во внимание, что французы сняли «Дьяволиц» ещё в 1959 году.
Режиссер словно говорит, что заклинание «нового матриархата» как эпохи мнимой гармонии и утонченности, поскольку женщины якобы менее агрессивны, чем мужчины – это уловка. Не может быть гармонии в перевернутом с ног на голову укладе. Утрата смысла старыми символами - не повод подменять их новыми.
Неслучайно грабители захватили в качестве добычи большой баул обручальных колец, которые из аллегории любви стали выражением отчаяния и разочарования. Именно эти предметы и нужны в первую очередь ведьмам, а не некие-то мужчины – их жертвоприношение лишь попутное действие.
Мне приходилось слышать граничащую с конспирологией метаисторическую версию, что за нынешними потрясениями стоят «тайные служительницы матриархата», которые намеренно разлагают традиционное общество, чтобы затем воззвать к порядку… Новому порядку. А потому временно насаждается перемена ролей и прочие «изыски меньшинств», дабы потом воскликнуть: вы устали от всего этого «радужного бесчинства»? Вот вам свежая модель социума!