Найти тему
Тёмный историк

Три ошибки «самого успешного революционера» Владимира Ленина

К Владимиру Ильичу Ленину можно относиться по-разному. В России для весомой части населения это до сих пор безусловно положительный деятель. Для других же жителей нашей страны дело обстоит иначе, они Ильича ненавидят (а некоторые даже боятся «необольшевизма», что читатель может увидеть как на современном российском телевидении, так и в комментариях от представителей монархического или либерального «лагерей»).

Но факт остается фактом: В. И. Ленин, пожалуй, «самый успешный революционер в истории». Я далек от искренней веры в идеологии, так что для автора величие В. И. Ленина даже не в том, что он стал создателем первого в человеческой истории социалистического государства. Нет, для меня важнее иное — этот человек, будучи лидером численно незначительной партии, умудрился за несколько месяцев «взять власть», а затем... удержать её, выиграв одну из самых заметных в истории Гражданских войн.

Владимир Ильич Ленин, 1920 год.
Владимир Ильич Ленин, 1920 год.

Этого не сумели сделать Николай II (который изначально просто родился в «правильной семье» и был «обречен на правление»), Временное правительство, прочие социалисты, разнообразные белогвардейцы и их союзники.

Тем не менее, это вовсе не означает того, что В. И. Ленин никогда не ошибался. Разумеется, ошибки и просчеты у него (и в целом у большевиков) были. Разница между Лениным и прочими его современниками (особенно царем и белогвардейцами) в том, что лидер большевиков делал, рано или поздно, некие выводы из ситуации. Сегодня я обозначу три такие ошибки (возможно, будет продолжение). Разумеется, это частное мнение, но оно основано на словах В. И. Ленина, исторических исследованиях и фактах.

1. Заметная уверенность В. И. Ленина в том, что Октябрьская революция в России станет началом «Мировой революции», восстания пролетариата в Европе. Об этом Владимир Ильич говорил ещё в сентябре 1917 года:

«Мы стоим в преддверии всемирной пролетарской революции.

Советский плакат, 1920 год.
Советский плакат, 1920 год.

И так как мы, русские большевики, одни только из всех пролетарских интернационалистов всех стран, пользуемся сравнительно громадной свободой, имеем открытую партию, десятка два газет, имеем на своей стороне столичные Советы рабочих и солдатских депутатов, имеем на своей стороне большинство народных масс в революционное время, то к нам поистине можно и должно применить слова: кому много дано, с того много и спросится...» (с) В. И. Ленин. Кризис назрел. Полное собрание сочинений. — 5-е изд. — М.: Политиздат, 1969. — Т. 34. Июль — октябрь 1917.

То есть сам В. И. Ленин воспринимал «Октябрь» только как некий «русский авангард» мировых событий. Потому в период Гражданской войны большевики разрывались между двумя задачами, что часто било по их стратегическому положению. Первая задача — помочь «Мировой Революции», вторая задача — удержать власть собственно в России.

Но в итоге Мировой Революции не произошло, этот сценарий себя не оправдал. Советская Россия оказалась в окружении недружественных «капиталистических держав». От этой программы пришлось отходить. В. И. Ленин начал понимать это ещё в 1918 году, выступая за Брестский мир с «вооруженным германским хищником» и говоря, что не следуте более надеяться на «заграничных товарищей». Правда, потом были Революции в Германии и Венгрии, что вызывало у красных надежду. И даже в 1920 году В. И. Ленин признавал на пленуме Московского Совета:

В. И. Ленин и И. В. Сталин в Горках, 1922 год.
В. И. Ленин и И. В. Сталин в Горках, 1922 год.

«...мы и начали наше дело исключительно в расчете на Мировую Революцию...» (с) В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 42.

Некоторые иллюзии на эту тему сохранялись у многих большевиков и в межвоенный период. Впрочем, надежда на «Мировую Революцию» — это ошибка не только В. И. Ленина. Анархисты, к примеру, ждали того же самого. Кроме того, Владимир Ильич от этой концепции в итоге фактически отошел.

2. «...сведём государственных чиновников на роль простых исполнителей наших поручений, ответственных, сменяемых, скромно оплачиваемых «надсмотрщиков и бухгалтеров»...

Всё народное хозяйство, организованное как почта, с тем, чтобы техники, надсмотрщики, бухгалтеры, как и все должностные лица, получали жалованье не выше «заработной платы рабочего», под контролем и руководством вооружённого пролетариата — вот наша ближайшая цель. Вот какое государство, вот на какой экономической основе, нам необходимо...» (с) В. И. Ленин. Государство и революция. Том 33.

В. И. Ленин, 1920 год.
В. И. Ленин, 1920 год.

Опять же, написано ещё до Октябрьской революции. И почти сразу Владимир Ильич столкнулся с «суровой реальностью»: невозможно мотивировать чиновников или профессиональных военных «зарплатой простого рабочего». Это утопия, по крайней мере, даже в XXI веке. Потому в Красной Армии уже в 1918 году появляются разные оклады у командиров и рядовых красноармейцев (и хорошие пайки для военспецов). Потому В. И. Ленин уже в 1918 году признает, что «пока» приходиться платить техническим специалистам куда как больше, чем простым рабочим.

В общем, на мой взгляд — здесь ошибка и идеализм налицо. Но, опять же, Ленин не был бы Лениным, если бы стал маниакально преследовать этот тезис и немедленно проводить его в жизнь. Исчезновения бюрократического аппарата в советской системе, как мы знаем, тоже не произошло.

3. Недооценка возможного размаха и последствий Гражданской войны. Дело в том, что В. И. Ленин полагал, что Гражданская война будет «мелочью» в сравнении с масштабами Первой мировой. Ещё весной 1918 года он делал такой вывод, опираясь на успехи в борьбе большевиков с Добровольческой армией, казаками А. И. Дутова и Г. М. Семёнова, выступлением П. Н. Краснова - А. Ф. Керенского и т.д. Весной 1918 года Владимир Ильич думал, что Гражданская война, в сущности, уже большевиками выиграна (между тем, она только начиналась).

Владимир Ильич Ленин.
Владимир Ильич Ленин.

В 1917 году В. И. Ленин был уверен, что Гражданская война принесет в разы меньше разрушений и потерь, чем «первая империалистическая». А в 1920 году В. И. Ленин упрекал эсеров и меньшевиков в том, что они не решились сами начать преобразования, доведя таким образом общество до Гражданской войны.

«Но разве вы, господа эсеры и меньшевики, не имели 8 месяцев для вашего опыта? Разве с февраля до октября 1917 года вы не бы­ли у власти вместе с Керенским, когда вам помогали все кадеты, вся Антанта, все самые богатые страны мира? Тогда вашей программой было социальное преобразование без гражданской войны.

Нашелся ли бы на свете хоть один дурак, который пошел бы на революцию, если бы вы действительно начали социальную реформу? Почему же вы этого не сделали? Потому что ваша программа была пустой программой, была вздор­ным мечтанием. Потому что нельзя сговориться с капиталистами и мирно их себе подчинить...» (с) В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Доклад на I Всероссийском съезде трудовых казаков, 1920 год. Том 40.

Но опять же, после весны 1918 года В. И. Ленин и большевики, как я уже неоднократно писал, склонны были теперь переоценивать своих противников («Все на борьбу с Колчаком / Деникиным / Юденичем / Врангелем!»).

«Между самими буржуазными странами разгорается большая грызня. Америка и Япония накануне того, чтобы броситься друг на друга, потому что Япония отсиделась во время империалистической войны и забрала себе почти весь Китай, а там 400 миллионов человек...» (с) спойлер от В. И. Ленина, высказанный им в 1920 году.
«Между самими буржуазными странами разгорается большая грызня. Америка и Япония накануне того, чтобы броситься друг на друга, потому что Япония отсиделась во время империалистической войны и забрала себе почти весь Китай, а там 400 миллионов человек...» (с) спойлер от В. И. Ленина, высказанный им в 1920 году.

Тогда как белые, напротив, уже испытав кучу неудач, продолжали надеяться на «развал Совдепии» и бежать к Волге без резервов или брать Москву «армией» в 17 тысяч человек.

Вообще, Гражданская война была во многом «войной разнообразных идеалистов», которые часто выдавали желаемое за действительное. Всё же большевики на фоне прочих, как это ни удивительно, в итоге оказались «унылыми прагматиками».

Так что да, В. И. Ленин тоже ошибался порой. Но кое-какие выводы из неудач или проблем, порожденных идеологическими иллюзиями, он делал практически всегда...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.