Вьетнам - поистине удивительная страна. Здесь есть много всего, чего нет в других частях Юго-Восточной Азии. Вот взять к примеру их лесозаготовку: обычно для вывоза спиленных стволов деревьев используются трелёвочные трактора, а здесь мы видим весьма странного вида грузовики.
Давайте разберёмся, почему вьетнамские лесорубы не используют проверенные методы вывоза леса, отдавая предпочтение этим непонятным грузовикам.
Итак, первое, что бросается в глаза, это отсутствие кабины и капота. По всей видимости грузовик изо всех сил пытались облегчить, чтобы вошло больше древесины. Все грузовики здесь полноприводные, на колёсах конечно же присутствуют цепи, потому что передвигаться по укатанной мокрой глинистой дороге иначе было бы невозможно. И казалось бы, будь у них гусеничный трелёвщик, то вообще бы проблем не было.
Также нужно отметить, что эти весьма специфические грузовики не вывозят лес полностью, а всего лишь доставляют его до дороги с нормальным покрытием, по которым курсируют уже обычные на вид грузовики-лесовозы с нормальной кабиной. На фото можно видеть, как рабочие вручную перекладывают стволы деревьев из трелёвочного лесовоза в магистральный.
Вместе с тем на вьетнамских маршрутах вывоза леса можно встретить и трёхосные лесовозы, которые выглядят не менее странно. Помимо отсутствия капота и кабины мы видим здесь довольно странную ферму. На передней части рамы грузовика установлена ферма, которая соединяется с дугами на кузове. Через эту конструкцию по блокам протянут трос лебёдки.
Лебёдка здесь выполняет две функции. С одной стороны она нужна для вытягивания гружёного лесовоза, когда дорога настолько замыленная, что даже цепи на колёсах не помогают. Тогда они цепляют трос за ближайшее дерево, которых полно вдоль дороги, и активируют лебёдку.
Второе назначение лебёдки - это собственно сам подъём тяжёлых стволов деревьев, чтобы было легче затащить их в кузов. В этом режиме лебёдка работает как подъёмный механизм. Однако конкретно сейчас мы видим довольно тонкие стволы, которые лесорубы обычно закидывают руками.
Лебёдка здесь механическая, а не электрическая. Она приводится во вращение червячным редуктором, а он в свою очередь соединяется через карданные валы с валом отбора мощности раздаточной коробки. И таким образом вся мощность V-образного 8-цилиндрового двигателя идёт на наматывание троса.
И вот когда принцип работы этих странных лесовозов, призванных заменить трелёвочные трактора, стал более-менее ясен, давайте разберёмся, как же вьетнамские лесорубы дошли до жизни такой.
И как удалось выяснить, во всём виноваты американцы. Да, такое иногда случается, что Америка иногда куда-то заходит, а потом позорно драпает, попутно оставляя после себя всякую технику.
Так было с 1965 по 1974 гг, когда американцам пришла в голову "потрясающая" идея - провести во Вьетнаме свою так называемую "спецоперачечку", которая в итоге оказалась "неудачечкой". Своих целей они в этой стране так и не достигли, да и они уже сами не помнят, какие здесь у них были цели.
И если мы посмотрим на архивные фотографии военных американских грузовиков, которые использовались в этом конфликте, то легко можем заметить среди всего многообразия военный грузовик типа "гантрак" под названием М35:
Американские военные использовали эти грузовики не только для транспортировки, но и для установки на них всяческого стрелкового оружия, в основном пулемётов. Ну а когда до них наконец дошло, что вся эта оккупация чужой страны просто не имеет никакого смысла, они решили просто побросать всю технику и свалить.
Простые вьетнамцы после вывода американских войск сначала не знали, что делать с таким количеством военных грузовиков. Но поскольку они были очень надёжные, с выдающимся запасом прочности и просты в ремонте, вьетнамские лесорубы решили начать переделывать их под вывоз леса.
Так эти американские военные грузовики получили вторую жизнь и начали использоваться уже в мирных целях. С тех пор прошло уже 50 лет, а эти грузовики продолжают работать и тянуть лес. Их использование делает процесс лесозаготовки дешевле, потому что покупка трелёвочного трактора - удовольствие не из дешёвых. А бесплатных американских грузовиков здесь ещё лет на 50 хватит.