Из рубрики: Ответы на сложные вопросы. Наверное, каждый день мы видим, как то тут, то там кто-то да вопрошает: а вот мосты до сих пор стоят! Почему не бьём?
Пожалуй, что единого ответа тут быть не может. Сколько мостов, столько может быть и ответов. Каждый случай – индивидуальный, как и сам мост, его конструкция, расположение и т.п. Однако, есть, конечно, и много общего. Возможно, что многие забыли, но наши целый месяц (с конца апреля по конец мая) били по ж\д в Затоке. Мост имел стратегическое значение, по нему шли поставки топлива с Молдавии. Всего за неполный месяц туда прилетело 5 раз, как только восстановят, так сразу и удар. Между первым ударом и вторым прошло 2 дня (26 и 28 апреля). Затем били в начале июня и середине июля добавили с самолета из акватории Чёрного моря. В итоге мост вроде бы закрыли, по крайней мере, такая последняя информация. Однако, должно эффекта не особо добились, так как рядом есть автомобильная дорога.
Также наши били по спаренному автомобильно-железнодорожному мосту (Амурскому) в Днепропетровске. Ударили 2 мая, средь бела дня. Вроде бы, через пару часов движение на нём восстановили. Как видим, мост – это конструкция крепкая, работать по нему надо долго, методично и ракетозатратно, а результат далеко не очевидный будет. В Союзе строили на совесть, обвалить такое сооружение огромная проблема.
Существуют кое-какие расчёты. Так вот чтобы обвалить пролёт нужно около 10 тонн взрывчатого вещества (если бить ракетами). В «Калибрах» килограмм 500. Плюс надо и попасть идеально, чтобы достигнуть эффекта. Если таких ударов больше особо не было, значит, наверху признали их неочевидный эффект. Также есть среди экспертов мнение, что можно было бы из баллистической ракеты вынуть ядерный заряд, вместо него вложить тонн 10 взрывчатки (что хватило бы для обрушения) и запустить. Однако, есть нюанс – отклонение у такой ракеты до 1 км. Когда заряд ядерный, то это не так критично. А теперь представьте, что все мосты находятся в городах и отклонение в 1 км может иметь очень печальные последствия для населения.
Также можно обвалить пролёт, но пролёт и восстанавливается быстро, надо валить опоры, а это задача сложнейшая, даже для ракет.
Есть ещё вариант выведения моста из строя – артиллерией. Противнику удалось вывести из строя Антоновский мост, по которому ежедневно насыпали. Точно также можно было бы сделать с мостом в Запорожье (который в апреле тоже калибровали), однако не делают.
В целом только через Днепр 27 мостов. Сейчас очевидно, что если и будут по ним бить, то не в скором времени. Для калибровки нашлись цели поприоритетнее. Конечно, на наш взгляд надо всеми силами стараться вывести эту критическую инфраструктуру из работы. Но в военном деле есть понятие целесообразности. Так вот потратив 5 ракет на Затоку и достигнув так себе результата (топливо пошло в обход), почесали репу и решили, что ударить этими ракетами по складам или электростанциям было бы целесообразнее. К слову, понтонные мосты могут стать отличным заменителем стационарных. Понтоны наводятся и разбираются быстро. Так вот и выходит, что вроде надо, а не целесообразно.