Найти в Дзене

Долгий путь храма: церковь Михаила Архангела в селе Красное

Оглавление
Находясь в Боровске, обратите внимание на пешеходный Канунников мост, соединяющий улицы Советская и Энгельса. Стоя на нем, можно любоваться гладью Протвы-реки и живописными окрестностями города,в частности, открывающимися отсюда великолепными видами на красивейшие храмы.
Вид на храм Михаила Архангела с Канунникова моста
Вид на храм Михаила Архангела с Канунникова моста

Расположившись в аккурат посредине моста, по одну сторону вашему взору предстанет вид на величественный старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы,а по другую - вы увидите золотые главки краснокирпичного храма, находящегося в селе с поэтичным названием Красное. 

Будете в Боровске -обязательно посетите это историческое место.

Село Красное находится от Боровска на расстоянии всего 7 километров.

Первые упоминания о нем в письменных источниках встречаются в середине XV века.

Здесь в селе Красное стоит тот самый храм, который можно увидеть с Канунникова моста, - храм Архангела Михаила.

А недалеко от этого храма находится памятный камень с высеченным на нем именем Михаила Бренка, героя Куликовской битвы, который сознательно обрек себя на верную смерть, сохранив при этом жизнь московского князя и полководца, выигравшего сражение на Куликовом поле – Дмитрия Донского.

В утро битвы 8 сентября 1380 года он обменялся одеждой и доспехами с Дмитрием Донским и , облачившись в алую мантию и золоченые военные доспехи, Михаил Бренк встал под багровым великокняжеским знаменем с изображением лика Спасителя и возглавил с ним в руках наше войско.

И был убит врагами, которые надеялись, что, тем самым, они обезглавили в лице "князя" и всё русское войско, в то время как князь Дмитрий храбро сражался в облачении обычного воина, находясь в самом эпицентре Куликовской битвы.

Фреска Владимира Овчинникова, изображение из открытых источников
Фреска Владимира Овчинникова, изображение из открытых источников

В самом Боровске изображение отважного боярина и воеводы Михаила Бренка можно увидеть на одной из центральных фресок местного художника Владимира Александровича Овчинникова, в историческом центре города прямо напротив Благовещенского собора,а именно - на торце дома, расположенного по улице Коммунистическая, 1, где, между, прочим вы можете рассмотреть «Глобус Боровска» работы Овчинникова.

Дом этот расписан фресками полностью, а портрет Бренка – в серии "летописи ратных имён и деяний", озаглавленной «Во имя России». На портрете Бренок – русский воин в кольчуге и стальном шлеме.

Считается, что здесь, под Боровском находится могила отважного воина Михаила Бренка- «двойника» Дмитрия Донского, его потомки жили в этих местах. Да и сам он ,по преданию, уроженец здешних мест.
Памятный знак в честь Михаила Бренка в селе Красное напротив храма Михаила Архангела
Памятный знак в честь Михаила Бренка в селе Красное напротив храма Михаила Архангела

Так это или нет, но памятный знак в честь Бренка в Красном есть и стоит он в поле , а рядом с камнем расположен великолепный храм в псевдорусском стиле в честь Михаила Архангела.

Храм Михаила Архангела
Храм Михаила Архангела

Расскажем непростую историю этой церкви. Прочитав ее, вы увидите, что храм строился не благодаря, а вопреки. 

Первое упоминание о храме относится к 1645 году ( по другим данным, к 1654-му). Известно, что в то время он уже имел посвящение во славу Михаила Архангела и был деревянным, у храма этого был один придел во славу Святителя Николая Мирликийского.

Но видимо храм на этом месте был возведен ещё раньше.

Столетие спустя в Красном находились две барские деревянные усадьбы помещиков- владельцев села - капитана Семёна Алексеевича Челищева и капитана Ивана Васильевича Зембулатова.

И в дальнейшем эти две династии Зембулатовых и Челищевых продолжали играть заметную роль и в судьбе села, и в судьбе храма.

Известно, что в 1774 году на месте ранее существовавшего деревянного храма «тщанием прихожан» и на средства владельцев села- помещиков Челищевых и Зембулатовых был возведен новый холодный храм, снова деревянный, с тем же посвящением главного престола и с тем же единственным приделом, посвященным Николаю Чудотворцу.

Деревянный храм Михаила Архангела 1774 года постройки, изображение с официального сайта храма: http://borovskoe.blagochin.ru/xram-arxangela-mixaila-v-sele-krasnoe/
Деревянный храм Михаила Архангела 1774 года постройки, изображение с официального сайта храма: http://borovskoe.blagochin.ru/xram-arxangela-mixaila-v-sele-krasnoe/

В 1812 году через Красное проходила французская армия, и сам Наполеон в течение пяти дней с 10 по 15 октября стоял с войском в селе. А храм подвергся грабежу и осквернению – он лишился жертвенника и престола.

 В 1870 году храм Архангела Михаила из-за малочисленности прихода потерял самостоятельный статус и стал приписным при церкви Спаса Преображения на Взгорье, что в Боровске.

Благодаря старосте храма Петру Дмитриевичу Челищеву, подавшему прошение, церковь Михаила Архангела вновь обрела самостоятельность в 1896 году.

А год спустя прихожанами было подано прошении о строительстве в Красном нового каменного храма. Но затем начались проволочки. 

Как следует из сохранившихся сведений, церковный староста в Красном не торопился выполнять указы духовной консистории , считая , что уже имеющийся деревянный храм вполне хорош, надёжен и вместителен.

Чтобы разрешить этот вопрос – быть или не быть новому храму в Красном, - в село направили епархиального архитектора Николая Сытина, который пришел к заключению о том, что «с постройкой нового храма медлить нельзя». Но строительство храма всё не начиналось.

 В 1901 году в Красном побывал гражданский инженер Аркадий Меньшов, который , осмотрев всё на месте, составил смету и график строительных работ. Он должен был предоставить свое заключение на утверждение в Калужскую духовную консисторию не позднее лета 1901 года,но своих обязательств он так и не выполнил. 

Вместо лета 1901 года проект строительства храма подготовили.. зимой 1902, но и тут случился казус: строительное отделение Калужского губернского правления этот проект не приняло и в строительстве в феврале 1903 года отказало, в качестве причины указав на неверное составление и несоответствие проекта действующему законодательству.

Последовала доработка проекта.

Вновь проект храма был рассмотрен тем же строительным отделением Губернского правления, и, наконец, 14 апреля 1903 года он был утвержден, а за строительством этого храма,для надёжности, был даже установлен надзор компетентным лицом. Но и после этого продолжились попытки замедлить строительство нового храма, на сей раз,в связи с началом Русско-японской войны..

Все эти бесконечные проволочки, мешающие началу строительства нового храма, в итоге сподвигли прихожан села Красное обратиться к епископу Калужскому и Боровскому Вениамину с прошением повелеть начать возводить в селе храм.

И 3 августа 1904 года вышел последний указ Калужской духовной консистории,в котором сообщалось о необходимости приступить к строительству храма уже в текущем году.

8 ноября 1908 года руководивший строительством инженер Болеслав Савицкий подал рапорт о том, что «строительство храма почти завершилось».

Однако вновь назначенный руководитель строительного комитета С.В.Челищев предложил вместо трех престолов, предполагавшихся в храме согласно изначальному проекту, оставить только два: в честь Архангела Михаила- главный престол и придел в трапезной во имя Николая Чудотворца, а на освободившейся площади вместо третьего престола , который предполагалось освятить во имя Всех Святых, разместить выполненное из черного дерева распятие , под ним - установить плащаницу , а также аналой для поминовения усопших, что нашло поддержку у местных прихожан, и в 1910 году было утверждено епископом Калужским и Боровским Вениамином.

В этом же году работы по строительству храма были завершены. Новый каменный двух престольный храм с прежним посвящением был построен.В 1910-м же построена и храмовая колокольня высотой 46 аршин (33 метра).

Архивное фото храма Михаила Архангела, pastvu.com
Архивное фото храма Михаила Архангела, pastvu.com

4 декабря 1910 года в нем был освящён придел во славу Николая Чудотворца, а 1 июня 1911 года был торжественно освящён его главный престол – во имя Архангела Михаила.

В советское время храм оставался действующим.

Во время событий Великой отечественной войны , когда с октября 1941 года по январь 1942 года село оккупировали фашистские войска, немцы преднамеренно обстреливали храм и частично его разрушили, поэтому храм вынуждено прервал работу, чтобы уже в 1944 году открыть вновь свои двери для прихожан вместе с прежним настоятелем - Иоанном Покровским, служившим в храме еще с 1922 года,  а в 1948 он скончался и был погребён рядом с родным храмом.

В конце 1950-х назначенный в храм настоятелем о.Борис Голуб «отличился» тем, что продал великолепный храмовый дубовый иконостас, за что отбывал срок. Иконостас удалось разыскать и сейчас его можно увидеть в Калужском областном художественном музее.

А в конце 1950-х гг.потеря иконостаса, отсутствие священника и всё уменьшающийся приход послужили причиной закрытия храма Архангела Михаила в 1960 году. 

В советское время заброшенное здание храма пустовало недолго. Оно сперва использовалось в 1960-ые как склад колхоза им.М.И.Кутузова, а в 1970 г. колхоз «Восход» превратил храм в промышленный цех своего подсобного хозяйства. В результате , в начале 1970-х рухнула центральная глава бывшей церкви.

Удивительно узнавать такие вещи, но в свое время местный житель Александр Константинович Бойко спас церковь Михаила Архангела от рук дачников, которые в 1990-ые пытались разобрать ее «на кирпичи» и «отбить» всё, что можно, вплоть до метлахской напольной плитки и надгробий, датированных XVII—нач. ХХ вв.для своих бытовых и строительных нужд.

И это не в богоборческие 1920-1930-ые, не в трудные послевоенные годы, а фактически, в «наши дни», в мирное время. И это при том, что 12 октября 1987 г. храмовое здание было поставлено под охрану государства как памятник архитектуры регионального значения.

Но этот храм со сложной судьбой выстоял и возродился фактически из пепла, как птица Феникс..

Показательно, что по данным из открытых источников, храм Михаила Архангела восстанавливался, в том числе, на деньги эмигрировавших из России прежних владельцев Красного- потомков помещиков Челищевых.

После долгих лет забвения храм вернули верующим спустя почти 35 лет, лишь в 1994 году.

И начался ремонт, восстановили его пятиглавие, колокольню, иконостас, возобновились службы, возродилась духовная жизнь..

И вот в таком историческом селе Красное, у такой церкви с непростой судьбой, за дорогой,с южной стороны храма Михаила Архангела на небольшой выстриженной округлой площадке установлен камень-памятник в честь героев Куликовской битвы и боярина Михаила Бренка, погибшего в Куликовской битве с татаро-монголами в 1380 году. 

Памятный камень в Красном, кстати, появился в 2013 году благодаря стараниям уже известного нам А.К.Бойко. Удивительно!

Опишем церковь Михаила Архангела – необычайно красивый и стройный «красный храм» в Красном. 

Его яркий цвет гармонирует с зеленью травы и деревьев летом и весной,а зимой - его белокаменный декор сочетается с белоснежным покровом пейзажа..

Этот нарядный кирпичный храм был возведен рядом со старым деревянным храмом 1774 года постройки .После освящения нового храма старый храм стал приписным к нему. А по воспоминаниям старожилов, ансамбль из старого деревянного и нового кирпичного храмов соседствовал вплоть до середины 1920-х.

Чувство уважения к древней святыне не позволило прихожанам снести церковь, хотя разрешение разобрать храм и было получено. Разве неудивительно после того, что мы узнали перед этим!?

 Возводился новый храм, как мы помним, долго, с 1904 по 1910 гг. Строился он на средства помещиков Ивана Васильевича Зембулатова и семьи Челищевых и местного фабриканта- купца Занегина. Это потомки династий, владеющих селом с 18 века.

 Архитектурный стиль храма – псевдорусский. Тип храма «восьмерик на четверике». Храм теплый, он отапливался центрально-воздушной печью. 

Его четверик, как и подобает канонам стиля, увенчан рядом закомар , он завершается пятью луковичными главами, центральная из которых покоится на световом барабане, а малые – на глухих.

Храм Михаила Архангела, наши дни
Храм Михаила Архангела, наши дни

Фасады церкви украшены с применением всего богатейшего спектра архитектурных приёмов и элементов декора, характерных для русского зодчества: кокошники и аркатурные пояса, ширинки да навесные гирьки.. К мощному четверику с восточной стороны примыкает пятигранная апсида , а с западной – небольшая по размерам трапезная со скромным декором, также завершённая главкой, а рядом с трапезной -  трёхъярусная шатровая колокольня с высоким шпилем.

Красота!

Сейчас храм является действующим , прихожане любят его и с большой теплотой отзываются о его настоятеле и подчёркивают колоссальную работу по восстановлению этой церкви со сложной судьбой .

Нашла интересную информацию в интернете, вспоминает местный житель:

"В детстве рядом с заброшенной церковью был пионерлагерь 'Космос', мы ходили туда каждую смену встречать рассвет. Церковь была практически разрушена, и мы её называли «Красная церковь». {...}Недавно был в тех краях, теперь пионерлагерь, стоит, разрушается, зато церковь ,наоборот, восстала из руин".

Удивительно, неправда ли?

Всех с наступающим Рождеством Христовым и веры в чудеса.

Спасибо всем и каждому.

Я пишу для вас.

Подписывайтесь на мой канал , поддержите автора-ставьте like ,если понравилась статья .