Непросто представить, чтобы в патриархальном японском феодальном обществе могли существовать целые школы женщин-ниндзя, которые занимались шпионажем, диверсией, в совершенстве владели искусством обольщения и эффективно работали под прикрытием. На самом деле, существование «Куноити» (так называли женщин-ниндзя), часто ставится под сомнение, их путают с гейшами или обычными жрицами любви, но, вполне можно допустить, что такие дамы действительно жили в Японии, особенно в Эпоху воюющих провинций, когда особо ценились умелые диверсанты и шпионы.
История загадочных куноити неразрывно связана с определенной героизацией женщин в японской истории. Прообразом женской силы для японок стала легендарная императрица Дзингу, правившая Японией в качестве регента с 201 по 269 гг. Эта замечательная дама покорила пару-тройку корейских царьков командуя армией, и принесла стране внутреннее спокойствие. Самое интересное, что и существование Дзингу ставится под сомнение, возможно, на каком-то из этапов японской истории, этот яркий образ очень пригодился правящей элите. Вполне вероятно, когда важно было показать женщинам, к какому идеалу надо стремиться (нет, не захватывать власть, а быть всегда на коне, уметь и сакэ поднести, и супостата поколотить, если будет необходимо).
Как представляется Автору, наряду с образом Дзингу, важную роль в появлении феномена куноити сыграл обычный кинжал. Ну…не совсем обычный, скорее, церемониальный. Назывался он Кайкэн, его могли носить как мужчины-самураи, так и их супруги. Кинжал использовался в свадебных церемониях, его брали с собой на светские рауты, а в быту Кайкэн должен был защитить девушку от обидчика (неизвестно, можно ли было его использовать против пьяного мужа). Несмотря на то, что оружие, в большей степени, забава аристократов, возникает интересная повесточка – женщина нуждается в защите. Если уж аристократкам выдают холодное оружие, чтобы отбиваться от насильников, то что делать простым крестьянкам? Быть хитрыми, ловкими и носить за пазухой кухонный нож.
Таким образом, коли уж есть потребность в защите, да еще и с оглядкой на легендарный образ императрицы, то непременно будут появляться успешные женщины, сладившие с мужчинами. Имея в распоряжении истории о сильных и независимых, обязательно найдутся противоречивые случаи, где самооборона едва умещалась в пределы допустимого. Ко всеобщему удивлению, оказывается, что женщины умеют убивать! Столь неожиданная новость не могла не заинтересовать ниндзя (про этих ребят есть отдельная статья на канале), бандитов и наемников, поэтому интеграция отдельных представительниц прекрасного пола с маргинальными элементами стала лишь вопросом времени.
И вот мы подошли вплотную к разговору о прекрасных куноити. Можно без труда догадаться, что арсенал девушек-ниндзя и мужчин-синоби разительно отличался. В случае с мужчинами, ставка делалась на скорость, неуловимость и решительность, девушки должны были обладать иными качествами: обаянием, непосредственностью, чарующей красотой и смекалкой. Одно дело заколоть врага, неожиданно напрыгнув на него, другое – выведать все тайны и тихонько отравить. Смертоносных куноити начинали готовить с юности. Для чего так рано? Все очень просто, чтобы создать эмоциональную связь между будущей диверсанткой и ее наставником.
Кантокуся (наставник) должен стать для юной ученицы Джаредом Лето/Бредом Питтом/Борисом Рыжим, короче говоря, идеальным мужчиной. Именно в этом случае, девушка будет беспрекословно выполнять все задания и возвращаться к своему покровителю. Кантокуся должен быть харизматичным мужчиной, знать, как найти подход к девушке и вселять ей ощущение, что он один любит ее. Дело сложное, но очень важное, в противном случае, влюбится куноити в какого-нибудь самурая, а тот, узнав о ее тяжелом детстве, придет с друзьями и порубает всю тайную организацию.
Задач у куноити было немало, как гласит руководство ниндзя «Бансэнсюкай» (в 8 главе действительно упоминаются куноити), женщины занимались шпионажем, диверсией, манипуляцией и склоняли военачальников к предательству. Естественно, среди этих перспективных направлений числилось и «убийство», но к этому старались прибегать лишь в случае необходимости. Если мужчины-синоби чаще придерживались пословицы «глаза боятся, а руки делают», то куноити действовали по принципу «не мытьем, так катанием».
Девушки практиковали то, что в XX веке назовут «медовой ловушкой». Они очаровывали мужчину, проявляя к нему симпатию, услаждая его слух игрой на музыкальных инструментах, подливая дурманящие напитки. Постепенно, градус светской беседы накалялся до беседы романтической, в процессе которой, разгоряченный самурай выдавал не только свои секреты, но и чужие. В феодальном японском обществе слово «честь» не было пустым звуком, поэтому тех, кто много болтал, впоследствии шантажировали или вербовали.
Помимо активного сбора информации, опытные куноити могли манипулировать своими любовниками. Такой метод часто применялся к генералам или влиятельным даймё. Скромная обольстительница втиралась в доверие к жертве и своими капризами или «мудрыми советами» подталкивала возлюбленного совершить действия, необходимые для выполнения задания.
Важным умением куноити было искусство перевоплощения, девушек обучали отыгрывать роли чуть ли не по системе Станиславского. Это обеспечивало дополнительную безопасность, особенно в военное время. Куноити могла скрываться за личиной аристократки/блудницы/монахини/юного самурая, умело исполняя каждую из ролей.
Так же, как и синоби, куноити находились вне сословной системы, а их деятельность, хоть и ценилась, но горячо порицалась. Пойманным девушкам-ниндзя грозила незавидная участь, их могли сварить заживо в кипятке, отдать на поругание простолюдинам, выколоть глаза и отрубить руки. Вариантов было много, поэтому еще на этапе обучения, в девушках взращивали решимость достойно уйти из жизни в случае обнаружения.
История девушек-ниндзя на сегодняшний день пользуется большой популярностью в киноискусстве и публицистике, но до сих пор никто не может точно сказать, существовали ли они на самом деле. Автор склонен полагать, что существование куноити имело место быть, но лишь в виде локальных проявлений, вроде крутых наемниц и предприимчивых гейш. А массовое движение, не оставившее о себе почти никакой информации…вряд ли. С другой стороны, лакмусовой бумажкой солидной тайной организации является ее неизвестность для простых смертных. В любом случае, все не так однозначно. Оставлю дебаты о существовании куноити уважаемым комментаторам.
Благодарю вас за прочтение статьи. Если хотя бы разок-другой улыбнулись в процессе, обязательно ставьте лайки и подписывайтесь! Это очень поможет каналу в развитии!