Эмиграция подразумевает разрыв, потерю привычного образа жизни, что вызывает огромную боль. По уровню стрессового воздействия эмиграция занимает одну из высоких точек в стрессовой шкале: третью после смерти близкого человека и развода, что наносит колоссальный удар по психике.
Добровольный отъезд с Родины сравним с разводом: можно вернуться на родную землю, чтобы увидеть ее снова. Выужденная эмиграция больше ощущается как смерть.
Многие, оказавшись сейчас в условиях экстренной эмиграции, ощущают одиночество, изолированность, оторванность от общества, других людей и социальную тревогу, даже если они переехали на новое место жительства вместе со своей семьёй, так как проживание горя потери привычного образа жизни во многом изнурительно.
На процесс адаптации влияет личная история потерь, прежде чем смириться с новой потерей, мы вынуждены обратиться к не полностью пережитым утратам в прошлом, оставаясь неоплаканными, они налагают большой отпечаток на жизнь человека в эмиграции.
Чем можно помочь себе:
1. Признать существующие сложности и проблемы. Постараться нормализовать собственные реакции и чувства. Они не являются признаками слабости, а скорее наоброт, говорят о вашей способности к адаптивности в тяжёлые времена. Важно не отрицать потерю.
2. Стимулировать разговоры на тему тревожащих чувств с близкими, которые могут вас выслушать без оценок и критики. Давать пространство для выражения чувств вашим близким. Плачьте если хочется.
3. Узнать дополнительную информацию о городе, стране, её культуре, стараться соблюдать культурные нормы страны в которой прибываете.
4. По возможности сохранить онлайн связь с поддерживающим вас окружением и найти новых знакомых в городе, где будете жить.
5. Поощрять себя и членов семьи на построение ежедневных планов/ритуалов на новом месте: поедем к морю, либо каждое воскресенье будем выезжать и изучать маленькие города, гулять рядом с домом и тд.
6. Помните, что утрата всегда причиняет боль. Во время агонии горевания каждый равнодушный продавец и обычная неудача воспринимаются как личное оскорбление, но как только мы можем ощутить боль и оплакать потерю агония отступает.