Друзья, снова приветствую Вас у себя на канале! Как Вы уже могли догадаться из названия, текущая тема будет посвящена старинным изделиям для лошадей - “Подковам”. На протяжении многих тысячелетий, лошади/кони являлись основным средством передвижения и тягловой силой. При постоянной работе на твердом грунте роговые части копыта быстро изнашивались и повреждались, от чего лошадь начинала хромать или отказывалась ступать на больную ногу. Изготовление металлических изделий (подков) позволило защитить копыта от износа и травмирующих ударов о твердый грунт. В данной теме, мы узнаем немного истории о подковах, а также ознакомимся с их видами. Но обо всем чуть ниже. Погнали!😉
- “Подковы”
Первые приспособления для защиты копыт появились в глубокой древности. Принято считать, что метод подковывания лошадей изобрели кельты (или галлы) приблизительно в IV-III веке до н.э.
Римляне использовали для защиты подошвенной поверхности копыта металлические пластинки овальной формы. На защитной пластинке имелись крючки, дужки и кольца для крепления пластинки на копыте с помощью веревки или ремня. Такие приспособления назывались - “Гиппосандалиями” (для мулов - “мулосандалями”, для быков - “бососандалями”).
Гиппосандалия. Древний Рим.
Начиная с средних веков (V-XV веков) металлические подковы крепились специальными гвоздями - ухналями.
В Древней Руси подковывать копыта лошадей и крепить подковы, стали не ранее XI века. Об этом имеются некоторые свидетельства в исторических источниках.
На миниатюре Радзивиловской летописи (начало XIII века) конь князя Олега изображен подкованным.
Отрывок Радзивиловской летописи.
По сообщению русского писателя Федора Эмина: "Князь Переяславский Ростислав Всеволодович в 1093 году, спасаясь бегством от половцев, пытался переправиться через реку Стугну и попал под свою лошадь, которая бьючись в воде погрузила князя вниз. Его позже вытащили, но уже не живого, голова его подковою была пробита”.
А.Н. Кирпичников делился своими наблюдениями: “Киевские дружинники, а также смерды своих коней не ковали…ни в одном из раскопанных воинских погребений или сельских поселений подков вообще не найдено”.
Отсюда, может следовать вывод, что данное изделие в снаряжении коня, мог себе позволить не каждый человек. И подкову, можно считать исключительно княжеским атрибутом.
Считается, что до XVI века русская конница не имела подков. Большинство домонгольских образцов, могут принадлежать торговым/тягловым лошадям.
Древнерусская подкова. Рязанское княжество. XIII век.
Известны две типологические формы домонгольских “транспортных” подков:
Первый образец: XVI-XVII вв. Второй образец: XIII век.
Дальнейшая трансформация подков заключалась в том, что они становились крупнее, края перестали быть волнистыми, а на нижней части появился желобок для гвоздей.
- "Типы подков"
- Образец №1: Ледоходный шип XI-XV вв.
- Образец №2: Подкова XI-XVII вв.
- Образец №3: Подкова XV-XVII вв. (Данной подковой ковались в основном гужевые лошади: у нее выражена функция предохранения копыта лошади).
- Образец №4: Подкова XVI-XVII вв. (Данная подкова уже полностью защищала копыто лошади, что сближало ее с общеевропейской традицией).
- Образец №5: Подкова XVI-XVII вв. (Данная подкова относится к старогерманского (шведскому) типу подков. Отличается заостренными задними шипами).
- Образец №6: Подкова XVI-XVII вв. (Данная подкова относится к центральноевропейскому типу подков. Отсутствие шипов на данном образце, не свойственно для русской традиции. Роль шипов в этом случае выполняет проделанная по всему контуру гвоздевая дорожка).
- Образец №7: Подкова XVI века. (Для подков этого типа, характерны почти равное отношение ширины к длине. Ширина металла в зацепной части - 4-6 см., толщина - 0,4-0,6 см. Тенденции развития привели к увеличению длины по отношению к ширине на 1-2 см., уменьшению ширины металла в зацепной части до 2-3 см. и увеличению толщины до 0,7-1 см.).
- Образец №8: Подкова XVI века. (Подкова полностью идентичная образцу №7).
- Образец №9: Подкова XVI-XVII вв. (Тип подков с широкой верхней частью).
- Образец №10: Подкова XIX-XX вв. (Данный образец относится к варшавскому типу подков. Применялась для подковывания лошадей, выполнявших гужевые работы. Занесена в период Отечественной Войны 1812 года. После присоединения Польши к России (в 1815 году) применялась повсеместно).
- Образец №11: Подкова XIX-XX вв. (Применялась для ковки скаковых лошадей).
- Образец №12: Подкова XIX-XX вв. (Германия).
- Образец №13: Подкова XX века. (Подкова со сменными вкручивающимися шипами. Изготовлена в СССР заводским способом на механических станках (1929-1945 гг.). На каждой подкове ставилось клеймо ("ЮЗ" - Юрюзанский завод или "КМ" - "Красный металлист"); номер подковы (всего существовало 10 номеров) и на какие ноги животного она предназначалась ("П" - передние и "З" - задние). С 1945 года заводское производство подков было прекращено.
- Образец №14: Подкова XX века. (Дорожная толстая подкова с десятью гвоздевыми отверстиями и четырьмя от винтовых шипов. Подобными подковами ковались лошади артиллерийских частей Вермахта).
- Образец №15: Подкова XVI-XVII вв. (Подкова в виде трёхчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями. Желобок выражен слабо, шипы сформированы за счет загиба пластины. Данные подковы характерны для польско-литовских войск).
- Образец №16: Подкова XVI-XVII вв. (Подкова в виде овальной пластины с овальным отверстием посередине. Имеет по три гвоздевых отверстия с каждой стороны, а гвозди с заостренными шляпками заменяли шипы. Относятся к типу восточных подков).
Вера в счастливые качества лошадиной подковы - одно из наиболее распространенных суеверий многих народов.
Примета о том, что подкова приносит удачу, зародилась еще в Древнем Египте. Лошадей для Фараонов ковали золотыми подковами и если человек находил потерянную подкову, он действительно был счастлив (каждый был бы счастлив найти золотую подкову😁).
Поверье о том, что подкова может защитить от злых духов, могло возникнуть из легенды о Святом Дунстане. Однажды к Дунстану явился дьявол и попросил подковать копыто. Святой не отказал в просьбе и прибил к ноге дьявола подкову. Дьяволу это причинило сильную боль и он попросил пощады. Дунстан согласился освободить дьявола после того, как он пообещает никогда не входить в место, где над дверью висит подкова.
Подкова рожками вверх: на счастье (притягивает достаток и положительную энергию). Подкова рожками вниз: на защиту (защитит от нечисти и негативной энергии). По традиции, подкова вешается на один гвоздь.
Подкову можно приобрести в любом сувенирном магазине. Но, считается, что больше счастья принесет найденная подкова.
Согласно поверью, наибольшей силой обладает подкова, которая отлетела с копыта задней ноги лошади серого окраса. Предки верили, что подкова, которая использовалась для подковывания, обладает большей силой, из-за того, что она закалена в огне и заряжена силой отталкивания лошади от земли.
Бывает, что подкову помещают боком, чтобы получилась буква “С”. Так как с этой буквы начинаются слова: “свет”, “солнце” и “счастье”.
P.S. Друзья спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь было интересно! Некоторые исследователи выдвигают теорию, что династических знак Рюриковичей (двузубец), мог означать подкову (ледоходный шип). Спасибо и удачи!👍