Печальное известие о том, что ушел из жизни бывший председатель Верховного Совета РФ и ученый Руслан Хасбулатов, застало нас в первые дни наступившего нового года. Он вошел в историю не только как политик, бросивший вызов могущественному президенту Борису Ельцину в начале 90-х годов из-за его курса на подчинение страны интересам Запада, но и как ученый-экономист, автор многих научных трудов и статей на тему экономики.
"Управлять государством сложно. Управлять государством нужно уметь. И первое правило: надо уважать и любить свой народ", - заметил ученый в одном из интервью.
Нынешняя высшая бюрократия привела бы страну к прямой гибели, если бы Всевышний не дал российскому народу такое благо, как нефть и газ, считал Хасбулатов. Вместе с тем бюрократия деградировала на фоне нефтегазового изобилия, которое "освободило" её от тяжких дум о народе и своём творческом вкладе в развитие. Все её силы направлены на оборону — сохранение самих себя, что называется у них "стабильность". Мощный нефтяной поток привлёк в нашу страну огромные деньги, но они не были заработаны трудом правительства и людей, для них не нужны были высокие технологии и интеллектуальная работа профессионалов.
По мнению Хасбулатова, такие подходы не позволили создать прочную интеграционную модель в рамках СНГ. Опыт Евросоюза показывает, что в интеграционной группе должны быть государства-лидеры — одно, два или даже три. Вокруг них концентрируются менее развитые страны, которые хотят опереться на них, получить помощь и так далее. Россия не смогла стать лидером СНГ. Она не только не нарастила мощь, которая ей досталась в качестве наследства от РСФСР, но встала на путь разрушения. Вместо того чтобы создавать новые предприятия, сбалансированно развивать сельское хозяйство, правительственные чиновники стали гнать за рубеж наши "неисчерпаемые" природные ресурсы. Странам СНГ нужны были готовые изделия, которые Россия (в отличие от Евросоюза) уже поставлять им не могла. В отсутствие притягательного образа страны-лидера в лице России государства СНГ тяготели к ЕС, стремились сотрудничать с Западом, с далёкими от нас США.
Когда самое большое влияние в правительстве имеет министр финансов — это огромная гиря на развитии, считал Руслан Хасбулатов. Любой "суперинтендант" озабочен тем, чтобы казна была полна, другие задачи — не его проблема. Надо кардинально менять управленческую бюрократию, установить над ней действенный общественный контроль, в противном случае — быть большой беде, никакие "заначки" Резервного фонда не помогут. Хранить триллионы денег в чулане — нехитрое дело, но нехватка доступных кредитных денег губит мелкий и средний бизнес, губит страну. В результате не получается решить проблемы многолетней депрессии в экономике и повышения материального уровня граждан. Если бы у властей было активное желание избавиться от позорной нищеты, это можно было бы сделать очень просто и быстро.
"У меня давно окрепло убеждение, что сохранение бедности в России — это излюбленная забава властвующей бюрократии еще с царских времён, - писал Руслан Хасбулатов в январе 2019 года. - Управлять бедным, замордованным населением — куда проще, чем материально обеспеченным, способным к самостоятельным размышлениям".