Хотя про действия авиации в операции «Багратион» написано несколько книг, уверен, что приведённая мною в этом обзоре информация будет полезна тоже. Документов архивных с подробным ходом действий, количеством самолётов-вылетов, потерями и даже столь любимыми политиками описания отдельных героических боёв наших лётчиков на каждый день имеется в изобилии. Можно многотомник писать без особых трудов прямо по журналам боевых действий воздушных армий, корпусов и дивизий.
Я же хочу предложить скучную информацию со множеством цифр о составе нашей и немецкой авиации к началу нашего наступления. Мне кажется она дана недостаточно точно, во всяком случае я не нашёл данных, которые меня интересовали.
Поскольку Белорусская стратегическая наступательная операции развернулась на огромной территории, то предлагать по ней какие-то общие данные бессмысленно — они мало дают представление, например, о конкретном соотношении сил. Потому правильнее рассматривать отдельные участки, по которым проводились самостоятельные операции. Но это про наземные войска. А вот когда речь заходить про войну в воздухе, тут картина иная. Советские воздушные армии действовали в полосе своих фронтов, тогда как Люфтваффе вела боевые действия по всей Белоруссии в целом.
Потому я и решил подготовить общий обзор сил к началу операции.
Начнём с немцев.
В операции «Багратион» нам противостоял 6-й Воздушный флот. Сам 6-й флот состоял из нескольких частей.
Во-первых, это 6-е истребительное командование (Jagdabschnittsführer 6), в подчинении которого находились следующие части: штаб 51-й истребительной эскадры, с 1-й, 2-й и 3-й группами, плюс 3-я группа 11-й эскадры. Последняя имела на вооружении истребители FW.190A. Также командованию подчинялся штаб 1-й группы 100-й эскадры ночных истребителей с 1-й, 3-й и 4-й эскадрильями.
Списочный состав этих частей — 133 дневных (96 Bf.109G-6/8 и 37 FW.190A) и 39 ночных (в основном Ju.88C-6, но и 3-4 Do.217N) истребителей.
Вся бомбардировочная авиация была в составе 4-го авиационного корпуса (IV. Fliegerkorps), который находился на польской территории, но это не мешало ему действовать над Белоруссией. В составе корпуса: штаб 4-й эскадры (с 2-й и 3-й группами), штаб 27-й эскадры (с 1-й и 3-й группами), штаб 53-й эскадры (с 1-й, 2-й и 3-й группами) и штаб 55-й эскадры (с 1-й, 2-й и 3-й группами). А также одна эскадрилья дальней и две ближней разведки.
Списочный состав этих частей — 258 бомбардировщиков He.111H, 13 дальних разведчиков Ju.88D и 21 ближний разведчик (15 Bf.109G-6/8, 5 FW.189A и 1 Hs.126B-1).
Непосредственную поддержку наземных войск должны были обеспечивать две авиационные дивизии, в которых сосредоточили части штурмовиков и ближней разведки.
1-я авиационная дивизия (1. Flieger-Division) включала штаб 1-й штурмовой эскадры с 3-й группой 3-й эскадры и 1-й группой 10-й. Плюс штабы 8-й и 15-й групп ближней разведки, в подчинении которых пять эскадрилий.
Списочный состав этих частей — 44 штурмовика FW.190F и 30 истребителей-бомбардировщиков FW.190G, 20 разведчиков Bf.109G-8 и 18 разведчиков FW.189A.
4-я авиационная дивизия (4. Flieger-Division) включала штаб 10-й штурмовой эскадры, 1-ю и 2-й группы 1-й эскадры, 3-ю группу 10-й эскадры и 10-е эскадрильи 1-й и 3-й штурмовых эскадр. Плюс штаб 4-й разведывательной группы с двумя эскадрильями ближней разведки.
Списочный состав этих частей — 71 штурмовик FW.190F, 3 истребителя-бомбардировщика FW.190G и 106 штурмовиков Ju.87D-5, 2 разведчика Bf.109G-8 и 7 разведчиков FW.189A.
Базирующееся в Минске 1-е авиационное командование (Fliegerführer 1), включала подразделения разведывательные (три эскадрильи) и лёгких ночных бомбардировщиков.
В его подчинении находился штаб 2-й группы ночных штурмовиков (Nachtschlachtgruppe 2) с четырьмя своими эскадрильями, двумя из 1-й группы и отдельная русская эскадрилья (1.Ostfliegerstaffel (russ.).
Списочный состав этих частей — 48 лёгких ночных бомбардировщиков (FW.58, He.46, Ar.66 и Go.145) и 27 ближних разведчиков (10 Bf.109G-6/8, 5 FW.189A и 12 Hs.126B-1).
Непосредственно в подчинении штаба 6-го Воздушного флота находился штаб 2-й группы дальней разведки с тремя эскадрильями и отдельная эстонская эскадрилья (14.(Eis)/Kampfgeschwader 3).
Списочный состав этих частей — 8 бомбардировщиков Ju.88A (в 14-й эскадрильи) и 33 дальних разведчика (16 Ju.188F-1, 3 Ju.88D, 2 Ju.88P и 12 Do.217M).
Таким образом немцы располагали 873 боевыми самолётами: 113 дневными и 39 ночными истребителями, 254 штурмовиками, 266 средними и 38 лёгкими ночными бомбардировщиками, 46 дальними и 97 ближними разведчиками. Из них могло подняться в воздух не менее 75-80%. Так что силы были немалые.
Теперь давайте посмотрим, чем располагало советское командование.
3-я воздушная армия действовала в интересах 1-го Прибалтийского фронта.
В составе армии 11-й истребительный авиационный корпус (5 гв. и 190-я иад), 259-я истребительная, 211-я, 332-я и 335-я штурмовые, 314-я ночная бомбардировочная авиационные дивизии, 6 гв. штурмовой, 11-й разведывательный, 206-й корректировочно-разведывательный, 763-й транспортный авиационные полки
К началу наступления в армии 893 боевых самолёта — 350 истребителей (39 Ла-5, 89 Як-7/9 и 222 «Аэрокобра»), 419 штурмовиков Ил-2, 62 ночных бомбардировщика У-2, 21 разведчик Пе-2, 41 корректировщик (16 Ил-2, 23 Як-7/9 и 2 «Кертис»*).
1-я воздушная армия действовала в интересах 3-го Белорусского фронта.
В составе армии 1-й гв. бомбардировочный (4-я и 5-я гв. бад), 3-й штурмовой (307-я и 308-я шад), 1 гв. истребительный (3-я и 4-я гв. иад), 2-й истребительный (7-я гв. и 322-я иад), 3-й истребительный (265-я и 278-я иад) авиационные корпуса, 3-я и 6-я гв., 334-я бомбардировочные, 1-я гв. и 311-я штурмовые, 240-я и 303-я истребительные, 213-я ночная бомбардировочная авиационные дивизии, 47-й гв. и 10-й разведывательные, 117-й корректировочно-разведывательный, 142-й транспортный и 1-й санитарный авиационные полки.
К началу наступления в армии 1837 исправных боевых самолётов — 872 истребителя (Як-7, Як-9 и Ла-5), 450 штурмовиков Ил-2, 392 бомбардировщика (374 Пе-2 и 18 А-20), 65 лёгких ночных бомбардировщиков У-2, 27 дневных (16 Пе-2 и 11 Ил-2) и 7 ночных (6 У-2 и 1 Р-5) разведчиков и 32 корректировщика (17 Ил-2 и 15 Як-9).
4-я воздушная армия действовала в интересах 2-го Белорусского фронта.
В составе армии 229-я и 309-я истребительные, 230-я и 233-я штурмовые и 325-я ночная бомбардировочная авиационные дивизии, 164-й гв. разведывательный и 209-й корректировочно-разведывательный авиационные полки.
К началу наступления в армии 528 исправных боевых самолётов — 193 истребителя (122 Ла-5, 1 Як-1, 19 Як-7 и 51 Як-9), 196 штурмовиков Ил-2, 121 ночной бомбардировщик (116 У-2 и 5 И-153), 18 разведчиков Пе-2.
1-й Белорусский фронт имел в своём составе целых две воздушных армии. Поскольку по сути действовал на двух самостоятельных направлениях.
На Бобруйском направлении войска фронта поддерживала 16-я воздушная армия.
В её составе 3-й бомбардировочный (241-я и 301-я бад), 6-й смешанный (132-я и 221-я бад, 282-я иад), 4-й штурмовой (196-я и 199-я шад), 6-й истребительный (234-я и 273-я иад), 8-й истребительный (215-я и 323-я иад) авиационные корпуса, 1-я гв., 279-я, 283-я и 286-я истребительные, 2-я гв., 299-я и 300-я штурмовые, 271-я ночная бомбардировочная авиационные дивизии, 19-й истребительный, 16-й разведывательный, 98-й корректировочно-разведывательный, 6-й санитарный авиационные полки.
К началу наступления в армии 2044 исправных боевых самолётов — 932 истребителя, 632 штурмовика, 297 бомбардировщика Пе-2 и А-20, 122 лёгких ночных бомбардировщика У-2, 13 разведчиков и 11 корректировщиков.
На Брестском направлении войска фронта поддерживала 6-я воздушная армия.
В составе армии 336-я истребительная, 3-я гв. штурмовая и 242-я ночная бомбардировочная авиационные дивизии, 72-й разведывательный, 93-й корректировочно-разведывательный, 141-й санитарный и 713-й транспортный авиационные полки.
К началу наступления в армии 471 исправный боевой самолёт — 157 истребителей (36 Як-1 и остальные Як-9), 132 штурмовика Ил-2, 140 лёгких ночных бомбардировщиков У-2, 15 разведчиков Пе-2 и 27 корректировщиков (17 Ил-2 и 10 Як-1).
К началу операции «Багратион» в районы, из которых можно было наносить удары по территории Белоруссии, были передислоцированы все восемь корпусов Авиации Дальнего Действия. Все они приняли участия в бомбардировках в первые дни операции.
Это 1-й (1-я и 6-я гв. ад ДД), 2-й (2-я и 8-я гв. ад ДД), 3-й (3-я и 7-я гв. ад ДД) и 4-й (4-я и 5-я гв. ад ДД) гвардейские, 5-й (53-я и 54-я ад ДД), 6-й (9 гв. и 50 ад ДД), 7-й (1-я и 12-я ад ДД) и 8-й (36-я и 48-я ад ДД) авиационные корпуса Дальнего Действия.
В их составе к началу нашего наступления было 932 самолёта, из них я насчитал 274 бомбардировочных вариантов Ли-2, 89 Пе-2, не менее 267 Ил-4, остальные Б-25 и до сотни А-20.
Таким образом, в начале Белорусской наступательной операции наши войска могли поддержать 6676 боевых самолётов — 2504 истребителя, 1829 штурмовиков, 1621 бомбардировщик, 510 лёгких ночных бомбардировщиков, 212 разведчиков и корректировщиков.
Все эти цифры, каждую из которых пришлось поискать, как мне кажется, настолько сами красноречивы, что комментировать нечего. Такого количество самолётов вся Люфтваффе за свою историю на фронте не имела. Единственное, что бросается в глаза, непропорциональное соотношение по разведывательной авиации. На наши две сотни разведчиков и корректировщиков, у немцев почти полторы сотни своих.
В целом же, все источники говорят об огромнейшей роли нашей авиации в проламывании немецкой обороны на белорусской земле. И неудивительно, с такой мощью.
Возможно, у кого-то найдутся уточнение по приведённой мною информации (основанные на документах) и я буду рад внести уточнения. Если кому-то нужна более подробная и детальная информация, обращайтесь. В любом случае только на почту nwt@nweb.su
Рекомендую также мою статью: