В 1960-е годы массово появляются "автобродяги" или дальнобойщики, совершающие рейсы между отдаленными населенными пунктами СССР. И жизнь их была куда менее комфортной, чем в более поздние времена.
Уже в 1960-е годы в Советском Союзе начинают стремительно развиваться междугородние дальние автоперевозки. Появляются водители, которых впоследствии назовут дальнобойщиками. До этого подобного рода перевозки чаще всего осуществлялись методом короткого плеча, когда с одной машины в пределах области груз перегружали на другую, и она уже везла его дальше - не более чем на 500 км, чтобы перегрузить в третий "лайнер" и успеть обернуться в один день. Но в 1960-е "плечо" стало длинным - автохозяйства чаще отправляли грузовики из Москвы куда-нибудь во Львов, Сочи или даже Красноярск. Такие водители говорили не "поехал в Херсон", а "ушёл рейсом на Херсон", дорогу называли трассой, а наиболее распространённый грузовой автомобиль ГАЗ "газоном".
Увы, междугородние автомобильные перевозки в СССР 1960-х годов особой радости водителям не доставляли, как и комфорта. Это в США через каждые 30-40 км на трассе встречались закусочные, ремонтные мастерские и мотели для дальнобойщиков. Их советским коллегам даже поесть было сложно. За 300-500 метров до любых кафе или столовых на дороге стояли знаки, запрещающие по неизвестной причине остановку грузового транспорта. Естественно, что останавливать грузовик, а потом полкилометра тащиться по обочине до столовой, решался далеко не каждый водитель, особенно если учесть, что в фургоне находились грузы на десятки тысяч рублей. А нарушать это правило и тормозить рядом с общепитом значило нарваться на серьёзный штраф. В результате, водители останавливались у магазинов, покупали булки, консервы, пряники, которые нельзя было разгрызть, и этим удаляли голод, что называется всухомятку.
На всём протяжении строящихся и еще пустынных тогда трасс стояли на обочине автомобили, водители которых махали проезжающим грузовикам пустыми вёдрами и шлангами. Бензоколонки встречались нечасто, и если автовладельцы не догадывались, что следующая автозаправочная станция будет где-нибудь километров через 300-500 и не заливали бак под горлышко, а также канистры про запас, то им приходилось вот так униженно выпрашивать бензин. Дальнобойщики нередко сливали часть горючего владельцам легковых автомобилей - это было дополнительным источником дохода. А деньги водителям грузовиков были ох как нужны.
Помимо штрафов гаишникам, огромную сложность представлял и ремонт автотранспорта. Да, на это дело автохозяйства порой выдавали талоны, но в ремонтных гаражах для грузовиков из запчастей, как правило, ничего не было, и всё предлагалось купить за свой счёт. Слесарей также нужно было умасливать, это требовало наличных денег. Советские грузовики не отличались высоким качеством сборки, особенно после езды по плохим дорогам, и за многодневную поездку постоянно что-то отламывалось и стучало. Где-то требовались вкладыши, где-то нужно было менять рессоры или болты картера - всего и не перечислишь. А если в дорогу давали старый автомобиль? Либо все делай сам, либо - плати.
Гостиниц для водителей грузового транспорта просто не существовало. На весь Советский Союз в середине 1960-х было 12 (!) специализированных комнат отдыха, предназначенных специально для дальнобойщиков, и этого количества им естественно не хватало. Поэтому водители сбивались по вечерам в небольшие лагеря где-нибудь на обочинах или берегах рек, разводили костры, ставили на огонь котелки с похлебкой, набирали в речках или колодцах холодную воду, грели её и так мылись. Ну совсем как в дореволюционной Руси участники каких-нибудь обозов, по многу дней везущих в большие города мануфактуру, мясо, рыбу, мешки с мукой, сахаром или бочки с медом.
Еще одним большим неудобством было отсутствие нормальных условий для сна. Автомобили МАЗ-500 со спальниками массово стали производиться лишь к концу десятилетия, грузинская "Колхида" выпускалась малыми партиями. В распоряжении советских дальнобойщиков 60-х фактически не было транспорта с койкой за сиденьями. Не было её и в самих фургонах, хотя организовать там спальное место ничего не стоило. По ночам все улицы небольших провинциальных городов, находящихся на трассах, были заставлены грузовыми автомобилями, где ночевали водители, так что обнаружить на обочине свободное место просто не удавалось, если вы заезжали слишком поздно. Жители жаловались на это в ГАИ, там устанавливали знаки, запрещающие парковку, и нещадно штрафовали водителей.
К слову, в самом грузовике долго не было не только койки, но и специального ящика для инструмента, шкафчиков для бидонов для смазки или автола и всего прочего столь необходимого в долгом пути. Согнув ноги в коленях водители спали на переднем сидении своего ГАЗа или ЗИЛа, а в тёплую погоду просто на улице, завернувшись в старые одеяла. В пути приходилось бывать порой неделями, и так шофёры превращались в самых настоящих автобродяг.
В 1960-егоды ещё не вошло в культуру водителей правило не слепить дальним светом едущий навстречу транспорт, и частники активно врубали мощное освещение, не жалея глаз дальнобойщиков. Кроме того, некоторые автовладельцы помимо штатных фар на переднем бампере ставили ещё и прожектор где-нибудь на крыше или на боковой стойке, что резко повышало вероятность аварии.
В середине 1960-х автобродяг на дороге стало больше, поскольку автохозяйства таким образом накручивали тонна-километры к плану. Один водитель мог колесить, наматывая по 10-15 тысяч км, неделями напролет по так называемым свободным путёвкам. Бывали и настоящие рекорды, когда заезды продолжались по два с лишним месяца. Представьте себе, как разило от водителя, который не мог нормально помыться в дороге и постирать одежду, постоянно находясь в разъездах. Кто же и почему брался за эту работу? Кого-то толкало желание подзаработать (как официально, так и на левых грузах - перевозили картошку на рынки, мебель, прочий частный скарб), а кто-то просто любил эти поездки и приключения.
Ведь и сегодня в дальнобойщики идут часто люди, имеющие настоящую страсть к путешествиям и перемене мест.
Друзья, подписывайтесь на канал! Поддержите его существование и развитие!