В этой подборке драмы и детективы, фантастика и сказки, страшилки и что-то, чему сложно дать внятное определение - к этой последней категории относится лучшая здесь «Ирма Веп» - изощрённое и странное кино о кино, о творчестве, о смысле жизни, о безумии и свободе, и чёрт знает о чём ещё.
«Лестница» | The Staircase
Писатель средней руки женат на преуспевающей предпринимательнице, мир да любовь, куча детей от прежних браков, огромный дом - полная чаша, и вдруг женщину находят мертвой, всю в крови, под лестницей со второго этажа их особняка на первый. Она упала, говорит муж, хотя он этого не видел, потому что был во дворе. Суд решает, что он врёт, и писатель попадает в тюрьму, но годы спустя выходит, потому что... А кто его знает почему - то ли обвинение недостаточно, то ли адвокат хорош, то ли писатель не убивал свою супругу. Уверенными можно быть только в том, что этот человек много врёт, оставляя нас в изумительном недоумении.
«Сделано в Осло» | Made in Oslo
Умная красивая женщина за тридцать работает (и полуруководит) в частной клинике по борьбе с бесплодием, но по иронии судьбы - сама не может родить вот уже многие годы. Её отчаянные попытки что-то с этим сделать и задают бешеный нерв этой северной истории, в которой все раздражают и всех жаль. Ах, дети, дети, на что только ради вас не пойдут.
«Ирма Веп» | Irma Vep
В начале XX века во Франции сняли серию немых фильмов про похождения банды гламурных бандитов. Сто лет спустя авангардный режиссер снял что-то вроде переделки этого цикла. Ещё лет десять спустя он же работает над коммерческим проектом: большим сериалом, который полностью воспроизводит изначальную историю, причём главную женскую роль играет американская звезда - и что же тут может пойти не так? Весьма многогранное художественное высказывание, которое на удивление легко смотреть, несмотря на очень сложную «матрёшечную» или, вернее, зеркальную структуру - разные потоки повествования вложены друг в друга и отражаются один в другом. Это волшебная сказка о силе искусства, об актерстве, об искренности и фальши, о драме человеческой жизни, прекрасное творение; но, вы будете смеяться, несмотря на весь балаган, в основе своей почти всё там правда: и те старые фильмы были, и ремейк был, а тот сериал, который мы смотрим, снял тот же режиссер, который делал ремейк.
«Курорт» | The Resort
Семейная пара в кризисе отношений отправляется на курорт в Мексике и впутывается в странную историю с поиском пропавших годы назад юных туристов. Тут и драма про отношения, и приключения чуть ли не в духе «Индианы Джонса», и детектив, и комедия, и даже фантастика - смелая смесь, слишком смелая, но задорная и нескучная. И с жизнеутверждающим посылом: как бы ни было тяжело вместе, порознь может быть ещё хуже.
«Песочный человек» | The Sandman
Приключения Повелителя снов, Морфея, Песочного человека (назовите, как угодно) в мире людей, в мире грёз, в аду и так далее. Весьма остроумно, визуально изобретательно (как же не проявить фантазию там, где фантазия превыше всего?), сюжет совершает неожиданные повороты в попытках поспеть за своим героем. Прекрасно! Жаль только, что Морфею не хватает харизмы, чтобы окончательно погрузить нас в свой чудесный сон.
«Край» | Trom
На Фарерах неспокойно - экоактивисты враждуют с китобоями. Одна особенно рьяная активистка внезапно гибнет - и за журналистское расследование берется её пожилой отец, потому что от полиции, разумеется, толку мало. Скандинавская хмарь, суровая девственная природа и люди, словно вытесанные из местного камня. Вроде бы, всё как надо, но немного топорно.
«Кабинет диковин Гильермо дель Торо» | Guillermo del Toro's Cabinet of Curiosities
Антология более или менее мрачных историй. Как и в любом сборнике, фильмы разной удачности и даже разного жанра (есть тут и мистическая мелодрама про призраков, и тёмная фантастика про инопланетное вторжение, и черная комедия про гигантских крыс). Особенно же хороша экранизация рассказа Лавкрафта о сводящих с ума картинах - всё-таки умел этот мастер разлить ужас в своих текстах. Пожалуй, имело бы смысл наконец сделать целый сериал, основанный только на его произведениях: то-то бы страху навёл.
«Уэнсдей» | Wednesday
Хмурая девица из очень странной семьи попадает в частную школу, где все ученики странны, как на подбор: юные оборотни, вампиры и прочая; и очень скоро героине придётся разгадывать убийственную загадку... Персонажи из мира «Семейки Аддамс», узнаваемый готический стиль Тима Бёртона (и не менее узнаваемый чёрный юмор) - замечательно же? Вот только немного не хватает свежести, полёта фантазии и оригинальности: а то уже кажется, что и странным быть - обычное дело, скукота.
«Периферийные устройства» | The Peripheral
В недалёком будущем произойдёт частичный конец света, и потому кое-кто из далёкого будущего вступает в контакт с «прошлыми» людьми, чтобы это исправить... или нет. Игры со временем накладываются на супер-технологии переноса сознания в тело робота, дополненной реальности, невидимости и т.д., а ещё на путанный детективный сюжет - так что заскучать точно не получится, хотя заплутать в трёх соснах вполне можно.
«Сияющие» | Shining girls
Таинственный маньяк преследует девушек и исчезает без следа, сделав своё темное дело; выжила только одна из жертв, и с ней происходит нечто непонятное: чуть не каждый день что-то меняется в её жизни - то рабочий стол оказывается в другом месте, то мать занимается чем-то не тем, то у неё появляется муж, которого вчера ещё и рядом не стояло. Конечно, тут замешаны путешествия во времени и параллельные миры, и как всегда в таких случаях, получается эффектно, но не очень логично. А потому эта мрачная сказка вызывает сначала недоумение, потом интерес, и в конце оставляет лёгкий привкус разочарования.
«Снежные ангелы» | Snoanglar
У семейной пары под рождество пропадает месячный младенец - кошмар, который усугубляется тем, что у этой семьи и так куча проблем: муж работает на двух работах, чтобы свести концы с концами, жена в перманентной депрессии и недосыпе, бабушка не желает помогать, а еще у них есть глухая дочка, которая только всем мешает. Страшная, беспросветная тоска, новогодняя безнадёга по-скандинавски: здесь, кажется, никто не способен на что-то хорошее, а если даже и способен, то ему или помешают другие люди, или какой-то злой рок. Всё плохо, а будет ещё хуже.