Подборка исторических фотографий Советской авиации.
1. Вертолет на Буковине
Прилет вертолета Ми-4 в одно из сел Черновицкой области Украинской ССР в 1960 году. Сельские жители восторженно встречают вертолет. Судя по пулеметной турели и цветовой схеме, вертолет принадлежал ВВС СССР.
2. Вертолет на озере
Многоцелевой двухдвигательный турбовинтовой вертолет Ми-2 на вертолетной площадке на озере Телецкое в Алтайском крае. На этих фотографиях запечатлен начальник площадки озера Телецкое – Яков Яковлевич Савченко. Вертолет Ми-2 ранних выпусков – вместо двери командира установлен сдвижной блистер, как на вертолете Ми-8.
3. Золотая эра Аэрофлота
Пассажирские самолеты Ту-104 и Ил-18 на летном поле Ленинградского аэропорта – Шоссейная в начале 1960-х годов. Напомню читателю, что знаменитый Ленинградский аэропорт получил имя «Пулково» лишь 1 января 1974 года. До этого момента в профессиональной среде Ленинградский аэропорт называли «Шоссейная» по названию близлежащей ж/д станции.
На переднем плане фотографии реактивный пассажирский самолет Ту-104Б СССР-42439, который с августа 1959 года эксплуатировался в Ленинградском авиаотряде. В июне 1975 года авиалайнер списали по отработке технического ресурса.
4. Ил-18 в старом аэропорту Фрунзе
До 1975 года, до открытия аэропорта Манас, весь воздушный транспорт столицы Киргизской ССР базировался в старом аэропорту, расположенном по проспекту Мира. В 1981 году старый аэропорт Фрунзе был окончательно закрыт. Самым знаменитым авиалайнером, который базировался на старом Фрунзенском аэропорту можно смело назвать Ил-18. Самолеты Ил-18 Фрунзенского авиаотряда совершали пассажирские рейсы в Москву и другие крупные города Советского Союза. Аэропорт Фрунзе принимал также и самолеты Ил-18 других управлений гражданской авиации.
5. Ил-18 в Душанбе
Посадка пассажиров в самолет Ил-18 в аэропорту столицы Таджикской ССР – Душанбе. Фотография сделана на рубеже 1970-х годов. В Таджикском управлении гражданской авиации самолеты Ил-18 эксплуатировались в Душанбинском объединенном авиационном отряде и базировались в аэропорту Душанбе. Не исключено, что на фотографии Ил-18 любого другого управления гражданской авиации, чьи самолеты совершали пассажирские рейсы в столицу Таджикской ССР.
6. Два авиалайнера Ту-104 в Ташкенте
Два самолета Ту-104 на перроне аэропорта Ташкента в 1966 году. На переднем плане стоит Ту-104Б СССР-42426, который летал в Ташкентском авиаотряде с 1959 по 1965 год, после чего был передан в Иркутск. За ним стоит Ту-104Б СССР-42412, который летал в Ташкентском авиаотряде с 1963 по 1966 год, после чего был передан в Домодедово.
Слева от Ту-104 видны самолеты Як-12 и Ан-2, которые совершали грузопассажирские перевозки на местных воздушных линиях. Эти же самолеты активно использовались на авиа-химических работах (АХР). Судя по цветопередаче самолеты покрашены в цвета хаки.
Справа от Ту-104 виден аэродромный балластный тягач ЯАЗ-210Г, который выпускался на Ярославском автомобильном заводе.
7. Воздушное такси
Легкий многоцелевой самолет Aero Ae-45 СССР-87708 на одном из аэродромов. На заднем плане виден самолет Ан-2.
Этот самолет был произведен в Чехословакии в 1959 году. Aero Ae-45 СССР-87708 эксплуатировался в Северо-Кавказском территориальном управлении ГВФ в Ростовском объединенном авиаотряде в 78 летном отряде. Самолет базировался в аэропорту Ростов-на-Дону. В апреле 1965 года Aero Ae-45 СССР-87708 списали.
8. Ил-18 в Ташкенте
Авиалайнер Ил-18 на перроне аэропорта Ташкента в 1970 году. У самолета стоит грузовик МАЗ-500 с которого видимо осуществлялась погрузка или выгрузка багажа. Мимо самолета проходит группа молодежи в национальных Узбекских костюмах. На заднем плане хорошо виден выход в город с летного поле и старое здание аэровокзала. Здание аэровокзала было построено в 1956 году, по проекту архитекторов М. Кондаковой и И. Мерпорта. В 2018 году здание снесли.
© Юрий Дорошенко
Продолжение следует…