Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

Советская авиация на ретрофотографиях. Выпуск 31

Подборка исторических фотографий Советской авиации.

1. Вертолет на Буковине

Ми-4 УССР, Черновицкая область, 1960 год. Фотография © Всеволод Сергеевич Тарасевич, из фондов Государственного бюджетного учреждения культуры и дополнительного образования города Москвы «Мультимедийный комплекс актуальных искусств»
Ми-4 УССР, Черновицкая область, 1960 год. Фотография © Всеволод Сергеевич Тарасевич, из фондов Государственного бюджетного учреждения культуры и дополнительного образования города Москвы «Мультимедийный комплекс актуальных искусств»
Ми-4 УССР, Черновицкая область, 1960 год. Фотография © Всеволод Сергеевич Тарасевич, из фондов Государственного бюджетного учреждения культуры и дополнительного образования города Москвы «Мультимедийный комплекс актуальных искусств»
Ми-4 УССР, Черновицкая область, 1960 год. Фотография © Всеволод Сергеевич Тарасевич, из фондов Государственного бюджетного учреждения культуры и дополнительного образования города Москвы «Мультимедийный комплекс актуальных искусств»

Прилет вертолета Ми-4 в одно из сел Черновицкой области Украинской ССР в 1960 году. Сельские жители восторженно встречают вертолет. Судя по пулеметной турели и цветовой схеме, вертолет принадлежал ВВС СССР.

2. Вертолет на озере

Ми-2, Алтайский край, озеро Телецкое. Фотография © из семейного архива Антона Канцерова
Ми-2, Алтайский край, озеро Телецкое. Фотография © из семейного архива Антона Канцерова
Ми-2, Алтайский край, озеро Телецкое. Фотография © из семейного архива Антона Канцерова
Ми-2, Алтайский край, озеро Телецкое. Фотография © из семейного архива Антона Канцерова

Многоцелевой двухдвигательный турбовинтовой вертолет Ми-2 на вертолетной площадке на озере Телецкое в Алтайском крае. На этих фотографиях запечатлен начальник площадки озера Телецкое – Яков Яковлевич Савченко. Вертолет Ми-2 ранних выпусков – вместо двери командира установлен сдвижной блистер, как на вертолете Ми-8.

3. Золотая эра Аэрофлота

Ту-104Б СССР-42439 Ленинград, Шоссейная, начало 1960-х годов. Фотография © Л.Л. Зиверт, из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Ту-104Б СССР-42439 Ленинград, Шоссейная, начало 1960-х годов. Фотография © Л.Л. Зиверт, из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Пассажирские самолеты Ту-104 и Ил-18 на летном поле Ленинградского аэропорта – Шоссейная в начале 1960-х годов. Напомню читателю, что знаменитый Ленинградский аэропорт получил имя «Пулково» лишь 1 января 1974 года. До этого момента в профессиональной среде Ленинградский аэропорт называли «Шоссейная» по названию близлежащей ж/д станции.

На переднем плане фотографии реактивный пассажирский самолет Ту-104Б СССР-42439, который с августа 1959 года эксплуатировался в Ленинградском авиаотряде. В июне 1975 года авиалайнер списали по отработке технического ресурса.

4. Ил-18 в старом аэропорту Фрунзе

Ил-18 Киргизская ССР, Фрунзе
Ил-18 Киргизская ССР, Фрунзе
Ил-18 Киргизская ССР, Фрунзе
Ил-18 Киргизская ССР, Фрунзе
Ил-18 Киргизская ССР, Фрунзе
Ил-18 Киргизская ССР, Фрунзе
Ил-18 Киргизская ССР, Фрунзе
Ил-18 Киргизская ССР, Фрунзе
Ил-18 Киргизская ССР, Фрунзе
Ил-18 Киргизская ССР, Фрунзе
Ил-18В СССР-75735 Киргизская ССР, Фрунзе
Ил-18В СССР-75735 Киргизская ССР, Фрунзе

До 1975 года, до открытия аэропорта Манас, весь воздушный транспорт столицы Киргизской ССР базировался в старом аэропорту, расположенном по проспекту Мира. В 1981 году старый аэропорт Фрунзе был окончательно закрыт. Самым знаменитым авиалайнером, который базировался на старом Фрунзенском аэропорту можно смело назвать Ил-18. Самолеты Ил-18 Фрунзенского авиаотряда совершали пассажирские рейсы в Москву и другие крупные города Советского Союза. Аэропорт Фрунзе принимал также и самолеты Ил-18 других управлений гражданской авиации.

5. Ил-18 в Душанбе

Ил-18 Таджикская ССР, Душанбе, 1970-е года. Фотография © Всеволод Сергеевич Тарасевич, из фондов Государственного бюджетного учреждения культуры и дополнительного образования города Москвы «Мультимедийный комплекс актуальных искусств»
Ил-18 Таджикская ССР, Душанбе, 1970-е года. Фотография © Всеволод Сергеевич Тарасевич, из фондов Государственного бюджетного учреждения культуры и дополнительного образования города Москвы «Мультимедийный комплекс актуальных искусств»

Посадка пассажиров в самолет Ил-18 в аэропорту столицы Таджикской ССР – Душанбе. Фотография сделана на рубеже 1970-х годов. В Таджикском управлении гражданской авиации самолеты Ил-18 эксплуатировались в Душанбинском объединенном авиационном отряде и базировались в аэропорту Душанбе. Не исключено, что на фотографии Ил-18 любого другого управления гражданской авиации, чьи самолеты совершали пассажирские рейсы в столицу Таджикской ССР.

6. Два авиалайнера Ту-104 в Ташкенте

Ту-104Б СССР-42426 и Ту-104Б СССР-42412 Узбекская ССР, Ташкент, 1966 год. Фотография © Борис Вдовенко
Ту-104Б СССР-42426 и Ту-104Б СССР-42412 Узбекская ССР, Ташкент, 1966 год. Фотография © Борис Вдовенко

Два самолета Ту-104 на перроне аэропорта Ташкента в 1966 году. На переднем плане стоит Ту-104Б СССР-42426, который летал в Ташкентском авиаотряде с 1959 по 1965 год, после чего был передан в Иркутск. За ним стоит Ту-104Б СССР-42412, который летал в Ташкентском авиаотряде с 1963 по 1966 год, после чего был передан в Домодедово.

Слева от Ту-104 видны самолеты Як-12 и Ан-2, которые совершали грузопассажирские перевозки на местных воздушных линиях. Эти же самолеты активно использовались на авиа-химических работах (АХР). Судя по цветопередаче самолеты покрашены в цвета хаки.

Справа от Ту-104 виден аэродромный балластный тягач ЯАЗ-210Г, который выпускался на Ярославском автомобильном заводе.

7. Воздушное такси

Aero Ae-45 СССР-87708. Фотография © из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда
Aero Ae-45 СССР-87708. Фотография © из фондов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда

Легкий многоцелевой самолет Aero Ae-45 СССР-87708 на одном из аэродромов. На заднем плане виден самолет Ан-2.

Этот самолет был произведен в Чехословакии в 1959 году. Aero Ae-45 СССР-87708 эксплуатировался в Северо-Кавказском территориальном управлении ГВФ в Ростовском объединенном авиаотряде в 78 летном отряде. Самолет базировался в аэропорту Ростов-на-Дону. В апреле 1965 года Aero Ae-45 СССР-87708 списали.

8. Ил-18 в Ташкенте

Ил-18 Узбекская ССР, Ташкент, 1970 год. Фотография © Лев Абрамович Раскин
Ил-18 Узбекская ССР, Ташкент, 1970 год. Фотография © Лев Абрамович Раскин

Авиалайнер Ил-18 на перроне аэропорта Ташкента в 1970 году. У самолета стоит грузовик МАЗ-500 с которого видимо осуществлялась погрузка или выгрузка багажа. Мимо самолета проходит группа молодежи в национальных Узбекских костюмах. На заднем плане хорошо виден выход в город с летного поле и старое здание аэровокзала. Здание аэровокзала было построено в 1956 году, по проекту архитекторов М. Кондаковой и И. Мерпорта. В 2018 году здание снесли.

© Юрий Дорошенко

Продолжение следует…