Какой житель Баку не любит фаэтон? На мой взгляд, таких в природе просто не существует!
Сколько бы не было лет бакинцу, какое бы положение он не занимал, стоит услышать цокот копыт и все вокруг наполняется теплыми красками. Трудно удержаться, чтобы не отыскать взглядом заветную повозку.
Ведь фаэтон мечта бакинской ребятни. Не то что прокатиться, а потрогать за огромное колесо — уже было счастье!
Его я бы выбрал внутренним символом Баку
Для внешнего мира у Баку есть стандартный набор символов. Это в первую очередь Девичья Башня, Дворец Ширваншахов, Храм Огнепоклонников. В Советское время был памятник Кирову в Нагорном парке, сейчас Пламенные Башни.
Но у самих бакинцев несколько другие приоритеты, более приземленные и близкие. Например, Парашютная вышка на Бульваре или та же Торговая.
У кого-то может какой-то кинотеатр или что-нибудь еще более личное.
Если бы спросили у меня, то я выбрал бы бакинский фаэтон — этакий живой символ связи времен. Не очень древний, чтобы отдавать холодом неизведанных веков, и не совсем новый (еще не успевший запасть в сердце).
Фактически, фаэтон ровесник современного Баку. Он и появился в мире во времена начала роста столицы, обретя характерные бакинские особенности.
История фаэтона в Баку
Если я скажу, что не существует ни одной статьи, посвященной бакинскому фаэтону, вы наверное не поверите.
Но это к сожалению так.
Ни в Сети, ни в архивах, нет ничего рассказывающего о его истории. Абсолютно ничего! Только парочка детских воспоминаний и всё.
Я не понимаю, куда смотрит сонм историков, писателей, журналистов пишущих о старом Баку. Кому как не им исследовать тему?
Начало
Хотя человечество пользовалось конными повозками на протяжении тысячелетий, а их разнообразие исчисляется многими десятками, фаэтон — достаточно молодое изобретение, появившееся на рубеже 18-19 веков.
Причем, если нам фаэтон представляется милым экипажем для проезда по городу рысцой, то в то время это была стремительная и крайне опасная повозка, вызывавшая ужас, как у пешеходов, так и пассажиров.
Не даром название "Фаэтон" связано с мифологическим сыном Гелиоса, который не смог справиться с огненной колесницей и чуть не поджог Землю.
А еще, фаэтон был малогабаритным маневренным транспортным средством, что как ничто лучше подходило для узких улочек Старого Города.
Риск, быстрота, маневренность — он буквально был создан для горячих кавказцев, поэтому быстро завоевал улицы Тифлиса и Баку.
Бакинский
Существовало огромное количество разновидностей фаэтонов. Их главной особенностью был легкий открытый кузов, почти отсутствие рессор и большие колеса. Все остальное зависело от фирмы производителя и заказа.
Например, у бакинского фаэтона были съемные боковые фонари, выполнявшие в темное время суток роль фар.
В отличие от других стран, где использовались свечи, дающие небольшой свет, в Баку пользовались горючей смесью из нефти, поэтому фонари находились сбоку, а не спереди (чтобы не слепить возницу и пассажиров).
У бакинского фаэтона большие колеса находились прямо под кузовом, что делало его более жестким, но устойчивым к грунтовым дорогам Апшерона.
Трудно себе представить тяжелую карету взбирающуюся по улицам старого города от моря к Шемахинским воротам, их собственно и не было в Крепости, а легкий "сын Гелиоса" взлетал по пустынным дневным улицам за мгновение ока. Да и разминуться двум вертким экипажам было значительно проще.
А еще, фаэтон пользовался большим успехом у бакинских гочу и "революционных" бандитов
Юркий и быстрый, он с легкостью уходил от полицейских карет, конкурируя по скорости с преследующими всадниками.
Расцвет
До 80-х годов 19 века, фаэтоны в Баку завозились частным образом, поэтому были достаточно редки.
Уже разросшийся Большой Баку, с его широкими улицами, позволял ездить на более комфортном и безопасном транспорте. Однако, появление в городе обеспеченного среднего класса, активной светской молодежи, да и сам антураж города, делали фаэтон все более популярным.
К тому же, среди извозчиков, которые в основном были молоканами, появился новый класс — обедневшие бакинцы, которые за 20 рублей в месяц арендовали фаэтоны, занимаясь частным извозом.
4 июня 1878 года Бакинская Городская Дума учреждает должность старосты фаэтонщиков, вменяет ему в обязанности найти для них стоянку и разработать общую форму одежды.
С целью как-то упорядочить передвижение фаэтонов по городу, в 1880 году вводится 6 маршрутов для фаэтонщиков промышляющих извозом:
1) из города до железнодорожного вокзала
2) от одной окраины города до противоположной
3) от Баилова до железнодорожного вокзала
4) от Баилова до Шамахинки
5) из города на Баилово
6) из города в «Черный город»
Фаэтоны еще один раз упоминаются в постановлении Городской Думы (от 4 июня 1908 года), в нем их относят к одному из четырех самых распространенных классов повозок, которым разрешено перевозить пассажиров.
а) легкими одноконными пролетками;
б) двуконными фаэтонами;
в) дилижансами;
г) грузовыми телегами.
Это было время расцвета фаэтонов.
Даже не смотря на то, что в 1899 году, шесть маршрутов фаэтонщиков были отданы конке.
1908 год примечателен и тем, что в Баку был доставлен первый автомобиль. (Авто французской марки «Bersele» привез нефтепромышленник Зубалов.)
На тот момент за городом числилась 6591 лошадь, из них 2556 использовались для фаэтонов.
Через 20 лет в Баку останутся только "железные кони".
Возрождение
Аж до начала 60-х годов, фаэтоны исчезают с улиц города, пока Алиш Лемберанский не становится председатель исполкома Бакинского совета народных депутатов.
Он начинает большую реконструкцию Набережной и вводит несколько фаэтонов в эксплуатацию. Они ездят по маршруту вдоль Бульвара и Старому городу.
Конечно это были не те экипажи, что когда-то курировали по столице. Местные умельцы создали упрощенные копии, близкие к оригиналу.
Именно эти фаэтоны стали символами связи поколений старого Баку и Баку социалистического.
Еще долгое время, после появления фаэтонов в городе, бакинцы приходили просто на них посмотреть. Старики — вспомнить молодость, дети — увидеть лошадок.
Моя бабушка, когда видела фаэтон начинала плакать. Вспоминала, что дед приехал ее сватать на фаэтоне, заехав прямо в наш двор-колодец.
Современность
Про современность, я не хочу писать.
Поначалу, на рубеже веков их запретили, как не соответствующие санитарным нормам города.
Затем, в 2006-ом, разрешили оказывать частные услуги... и то во что превратили бакинский фаэтон коммерсанты конца просто уму непостижимо.
По городу стали ездить какие-то франкенштейны.
Мало того, что одноконные, совершенно непонятной формы, так еще и с оглоблей.
В 2015-16 годах этот ужас вроде опять прикрыли и теперь восстанавливают старые фаэтоны.
Надеюсь, что все получится.