Найти тему
Путевой обходчик

Угледар 2012. Фото-прогулка по шахтной железнодорожной ветке.

Погулять по подъездным путям к угледарским шахтам мне удалось только однажды - в далеком уже 2012 году. Причем, получилось это, можно сказать, случайно. Мы с товарищем планировали поездку в поселок Владимировка, где имелся огнеупорный завод, на котором еще совсем недавно работал промышленный электровоз серии IVКП. Предыдущая вылазка на это предприятие оказалась безрезультатной, никакого движения на путях не наблюдалось, а вся техника стояла в депо. Видимо, все дело было в том, что мы приехали в выходной день.

Уютная и чистая улица в поселке Владимировка.
Уютная и чистая улица в поселке Владимировка.

Сделав, как нам казалось, правильные выводы, в апреле 2012 года мы поехали искать электровоз в будний день. Наш выбор пал на вторник, 24 апреля. Но, к сожалению, результаты по Владимировке оказались примерно такими-же. Побродив часок вокруг завода и не обнаружив никаких признаков жизни, мы решили рвануть на автобусе в Угледар, до которого было совсем недалеко. Уж очень не хотелось ехать домой без "добычи" еще раз.

Владимировка...
Владимировка...

Маршрутку мы ждали долго и в итоге попали на автостанцию Угледара часам к двум. Выгрузившись из автобуса, мы двинули пешком по трассе в сторону шахты "Южно-Донбасская №1". Вскоре город остался позади, а вокруг простирались только зеленые поля и виднелся вдали шахтный копер и террикон.

Здесь, наверное, стоит сказать пару слов о самом городке.

Угледар.
Угледар.

Появился этот населенный пункт на картах в 1964 году, когда в этих местах начали возводить угольные шахты. По сути, здесь находиться юго-западная оконечность Донецкого угольного бассейна. Дальше залежей угля, пригодных для промышленной разработки нет.

Планы по развитию угледобычи в Южном Донбассе были впечатляющие! Будущий Угледар должен был стать большим шахтерским городом с населением под сто тысяч человек, а вокруг собирались построить более десяти шахт. Но, как обычно, планы быстро уступили место суровой реальности и в итоге к концу 80-х годов работали только две шахты, а город Угледар населяли около десяти тысяч человек.

Интересный факт: с 1964 по 1969 годы населенный пункт имел название "поселок Южный" и административно относился к Петровскому району города Донецка. Кстати, некоторое время и подъездные пути к шахтам находились в ведении "Донецкпогрузтранса".

Шахта "Южно-Донбасская №3" вид с трассы.
Шахта "Южно-Донбасская №3" вид с трассы.

Теперь вернемся к нашей прогулке. От города до шахты "Южно-Донбасская №1" около трех километров. Расположена она прямо возле трассы на Марьинку и также как и город, находиться с левой стороны от дороги. В 2012 году здесь еще ходили автобусы Угледар - Донецк и несколько рейсов по близлежащим селам. Подвозка работников шахт к их рабочим местам осуществлялась так называемыми "развозками", автобусами предприятия с бесплатным проездом. По дороге и у АБК шахты №1 нам попались несколько, редких уже в то время, автобусов ЛиАЗ-677 и один ЛаЗ-695.

ЛиАЗ у АБК шахты №1
ЛиАЗ у АБК шахты №1

Дошли до шахты "Южно-Донбасская №1" мы довольно быстро. Побродив вокруг мы не заметили ничего интересного, из-за чего стоило бы лезть через забор и в случае чего убегать от охраны. Была еще идея попробовать забраться на террикон и сделать парочку панорамных снимков, но здравый смысл и тут победил. В итоге, решено было обойти шахтную территорию и выйти на железнодорожный путь ведущий к шахте №3.

Перегон Угольная - Углесборочная
Перегон Угольная - Углесборочная

Через каких-то минут двадцать мы уже топали по деревянным шпалам, вдыхая знакомый запах креозота, разогретого весенним солнцем. Дойдя до первого попавшегося километрового знака, я сделал несколько снимков, на которых хорошо видна железнодорожная ветка и постройки шахты №3 на горизонте.

Перегон Угольная - Углесборочная
Перегон Угольная - Углесборочная

Стоит отметить весьма хорошее состояние пути, несмотря на то, что по всему перегону уложен звеньевой путь на деревянных шпалах. Видно, что путевым хозяйством здесь занимались на совесть. Даже если сравнить состояние пути с другими шахтными или карьерными ветками, которых я достаточно повидал в Донбассе, то угледарские путейцы по качеству своей работы явно будут в тройке лидеров!

Как я уже упоминал выше, до определённого момента, вся местная железнодорожная инфраструктура находилась на балансе ПТУ "Донецкпогрузтранс", но видимо в 90-е годы, была передана (продана) частной компании "Южтрансстрой", которая и занималась обслуживанием шахтных путей до 2022 года. Интересно, что иногда, для выполнения больших объемов работ, сюда привлекали путейцев с ближайших дистанций пути Донецкой железной дороги. Обычно, они занимались массовой заменой деревянных шпал. Также, с определённой периодичностью, дефектоскописты Волновахской дистанции производили проверку главных и приемоотправочных путей дефектоскопной тележкой.

Перегон Угольная - Углесборочная
Перегон Угольная - Углесборочная

Ну а мы шли дальше, рассматривая окружающую красоту и иногда останавливались чтобы сделать еще один снимок. Нужно было спешить. Времени до заката оставалось не так уж много, а мы еще хотели посмотреть станцию Углесборочная и от нее по пути идущему к станции Южнодонбасская выйти на трассу.

Перегон Угольная - Углесборочная
Перегон Угольная - Углесборочная

Забыл сказать пару слов о самом перегоне по которому мы идем. Он обозначен как Угольная - Углесборочная. Станция угольная находиться на шахте №1, от которой мы начали свой поход, а Углесборочная - это центральная станция, которая расположена у шахты "Южно-Донбасская №3". Длинна перегона около пяти километров.

Перегон Угольная - Углесборочная
Перегон Угольная - Углесборочная

На снимке выше, еще одно интересное место. Это светофор перед станцией Углесборочная. Меня тогда сильно насмешил сильный наклон столбов и светофора в одном направлении. Что здесь за ураган прошелся, можно только гадать!

СДПМ возле депо на станции Углесборочная
СДПМ возле депо на станции Углесборочная

На станцию Углесборочная мы дошли в половине шестого. Первое что мы увидели, было небольшое депо и стоявший возле него снегоочиститель СДПМ. Судя по виду, машина поддерживалась во вполне рабочем состоянии, ведь путь здесь идет практически по степи, и в снежные зимы его явно переметает.

ТЭМ2М-068 следует по перегону Южнодонбасская - Углесборочная.
ТЭМ2М-068 следует по перегону Южнодонбасская - Углесборочная.

Только мы отошли от снегоочистителя, как вдали послышался тепловозный свисток и вскоре до нас начал доноситься характерный перестук колес локомотива, едущего по звеньевому пути. Через минуту, по перегону идущему со станции Южнодонбасская, мимо нас пронесся ТЭМ2М-068. Радости нашей не было пределов! Мы-то уже думали, что ничего интересного заснять сегодня не получиться.

-14

Поприветствовав нас свистком, тепловоз уехал на станцию, но уже через несколько минут снова проехал прямо возле нас и умчался на перегон с которого мы только-что пришли.

-15

Сделав несколько не самых лучших по качеству снимков, мы пошли в сторону станции, в надежде увидеть второй маневровый тепловоз, который по нашей информации был в парке "Южтрансстроя" .

-16

Но зайдя на станцию, мы с удивлением обнаружили на одном из путей, секцию тепловоза 2М62-0871. Такого подарка судьбы мы никак не ожидали и принялись снимать это довольно редкий для нашего региона локомотив.

-17

Не успели мы сделать и пары снимков, как заметили быстро идущих в нашу сторону людей в камуфляже, которые размахивали руками и что-то кричали в нашу сторону. Прикинув, что времени на общение с охраной у нас совсем нет, мы не долго думая, перебежали несколько станционных путей и скрылись в ближайшей посадке. Охрана нас преследовать не стала, ограничившись матом и неприличными жестами. Ну а мы пошли вдоль посадки по направлению к перегону Углесборочная - Южнодонбасская.

шахта "Южно-Донбасская №3"
шахта "Южно-Донбасская №3"

Пройдя подальше от станции мы снова вышли на путь. Слева от нас находилось то самое депо "Южтрансстроя", в котором скорее всего и стоял второй тепловоз ТЭМ15-077. На отдельном пути за забором виднелся пожарно-восстановительный поезд, состоящий из цистерны, крытого вагона и двухосной платформы.

Депо "Южтрансстроя"
Депо "Южтрансстроя"

Но самая интересная находка поджидала нас на лужайке возле деповского забора! Это была кабина от тепловоза ТЭ3, уютно поставленная возле небольшой цветущей абрикосы. Видимо это было что-то вроде места для посиделок у местных железнодорожников.

Найти такую редкость в те годы уже было очень круто! Тем более до нас никто о ней не знал! Удивительно, как эта кабина сохранилась во времена беспощадной охоты за металлоломом. Судя по всему это были остатки одного из тепловозов ТЭ3, которые работали здесь во времена "Донецкпогрузтранса". Судя по сохранившемуся "восьмикоду" - это был ТЭ3-6234.

Кабина ТЭ3 возле депо.
Кабина ТЭ3 возле депо.

Побродив вокруг этого артефакта ушедшей эпохи, мы отправились дальше. Солнце неумолимо клонилось к горизонту, а нам еще предстояло пройти несколько километров до переезда на трассе.

Перегон Углесборочная - Южнодонбасская.
Перегон Углесборочная - Южнодонбасская.

Уже на подходе к переезду нас нагнал наш старый знакомый ТЭМ2М-068. Теперь он спешил на Южнодонбасскую с небольшим составом из полувагонов с углем, которые он забрал на Угольной.

-22

К переезду мы вышли в начале восьмого. Я даже сфоткал указатель к шахте №3 на развилке. Ну и сам переезд на заднем плане тоже присутствует.

Переезд на трассе
Переезд на трассе

Хотелось бы сказать, что за переездом мы остановили автобус на Донецк и отправились с комфортом по домам... Но нет! Как оказалось эти автобусы ходили только до шести часов вечера и нам пришлось ловить попутку на практически пустой дороге.

Уже в сумерках мимо нас пробежал все тоже ТЭМ2М, который уже успел отвезти вагоны на Южнодонбасскую.

-24

В итоге, часов в восемь нас подобрал добродушный водитель на "ГАЗельке" и подвез до Южного автовокзала в Донецке. Мой друг поехал к себе в Макеевку, а я побрел на автобус до Мариуполя.

Вот такая история получилась.

История ставшая историей....

Мой канал в ТГ: https://t.me/putevoy_obhodchik

И группа в ВК: https://vk.com/putevoyobhodchik

Если вам понравилась статья - можете поддержать автора канала и перевести небольшую сумму на мою карту СБ РФ 2202 2056 7396 0735. Все деньги полученные от вас пойдут исключительно на покупку железнодорожных книг и журналов, необходимых для написания новых статей. Благодарен за любую помощь!