Найти тему

"Старец сказал: вся твоя бабья проблема в бесовском Володьке. Находится он где-то рядом. Уберешь бесовского Володьку – жизнь твоя наладится.

Очерк о "врагах, которые внутри нас есть". Накануне Рождества Христова "вражья сила" просыпается и начинает проказы.

Вечера на хуторе...яндекс картинка
Вечера на хуторе...яндекс картинка
Хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.
Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки.

На Руси принято считать, что темные бесовские силы особенно восстают на людей накануне больших религиозных праздников. Поэтому само собой напрашивается и гоголевская чертовщина накануне Рождества, и – между прочим – проделки волландовской шайки в Москве ровно на Страстной Неделе вплоть до Пасхи (это исследование провели богословы).

На чем основаны мифы? А может быть и не мифы?

Все дело в том, как относиться к бесам.

Как их себе представлять, пугаться ли, заклинать ли их крестом и молитвой? Конечно, любой здравомыслящий православный понимает, что никакая темная сила не тронет человека без попущения Божия. Или когда сам человек протягивает бесу свою руку. Такое бывает чаще. Реже – когда Господь попускает явление бесов крепким духовным подвижникам для еще большего укрепления в них силы Христовой. Пример - избиение разбойниками святого Серафима Саровского, который впоследствии отказался от суда кесарева над негодяями, простил их, вызвав у разбойников покаяние. Тут явен Перст Божий: преподобный Серафим доказал делом великое Евангельское смирение, а те, в ком сидел бес, покаялись и ступили на путь высшей правды. Но то случаи особенные, нам не всегда ясные, так же как в кельях к великим подвижникам являлись бесы в виде ангелов света, искушали их. Или же, напротив, в страшном виде являлись и буквально избивали, нанося удары по телу. Такое есть и, что называется, запротоколировано житиями святых.

Ну, а если брать людей обычных, то и к ним бесы являются. Мой сосед однажды дорюмковался с ними спиртным настолько, что ночью ему явилась целая шайка бандитов, как бы и во сне но наяву, разбили ему нос, перевернули посуду. Он мне потом клялся, что все было по правде. И нос у него был реально разбит. И после этого случая сосед зарекся – больше не пьет.

Яндекс-картинка
Яндекс-картинка

А теперь о людях церковных. Кажется, все помнят известную цитату преподобного Исаака Сирина: «Ни демоны, ни губительные звери, ни порочные люди не могут исполнить воли своей на вред и пагубу, если не попустит сего изволение Правящего и не даст сему места в определенной мере".

Но некоторые прихожане все же как бы отделяют беса от своих страстей или хотят отделять, чтобы проще жить было. Всегда как бы праведнее обрушиться на врага внешнего, нежели признать, что главный враг православного христианина – это он сам. «Не будешь воевать со своим внутренним врагом, станешь воевать с соседом» - такой парафраз на цитату святителя Николая Сербского.

Мой рассказ.

В общем, иду я в церковь нашу поселковую накануне Рождества Христова. Встречается мне знакомая – из Воскресной Школы преподаватель Закона Божия. Разговорились. Она стала жаловаться на старосту церковную. Говорит:

- Бесы ее совсем одолели. С мужем начались нелады. Перед Рождеством бесы-то свирепеют на нас православных. Короче говоря, ссора на ссоре. Я говорю ей – поезжай к старцу И., который живет в нашей области. Он и прозорливец и отчитыватель, бесов на расстоянии чует, головы им откручивает. Поехала.

- И что? – спрашиваю.

- Ну что, приехала вчера. Принял ее. Денег она поднесла не мало. Старец сказал: вся твоя бабья проблема в бесовском Володьке. Находится он где-то рядом. Уберешь бесовского Володьку – жизнь твоя наладится.

- И кто этот бесовский Володька? – спрашиваю я, едва сдерживаясь от смеха.

- Так вот она теперь и гадает, кто из них тот? Во-первых, мужа ее зовут Володька. Во-вторых, дом их находится прямо напротив постамента Владимира Ильича Ленина. Не бесовский ли он Володька? И в-третьих, - она снизила голос до шепота. – Наш глава…ее зять…муж старшей дочери…тоже Володька. И тоже безбожную жизнь ведет. Любовницы, рестораны, гульбища. Вот и не решит, кого из Володек нужно убрать от себя подальше.

- Я знаю, где искать этого Володьку, - важно объявляю я.

- Где?

- Внутри нее сидит этот володька и покоя не дает.

-- Да ну тебя, - машет рукой знакомая. - Прямо насмешил.

Как тут не вспомнить ироничного Клайва Льюиса и его "Письма Баламута", где старый бес учит молодого, как обольщать людей.

В аду, как и на земле, умеют подкрашивать мысли в угоду своим намерениям.