Существует огромное количество исследований мигрени с позиции психоанализа, и вы с лёгкостью можете ознакомиться сними на просторах интернета и в работах Фрейда. В том числе рассматривая ее как вегетативной невроз, как нарциссические травмы, и так далее. Однако в данных размышлениях я бы хотела поделиться собственными наблюдениями в рамках уже привычного анализа случая. В связи с этим это скорее изолированный элемент внутри всей системы, и не про исследования мигрени в целом, а про один её отдельный компонент, которые мы можем наблюдать в практике.
Начну, пожалуй, с той части с которой я понимаю амбивалентность. Она же двойственность, и одновременное переживание полярно противоположных чувств. В норме, когда Эго развивается и тем самым доходит до конкретных способностей мы вполне можем испытывать колоссальный спектр чувств, злиться на человека и при этом говорить, что мы его любим. Мы понимаем, что нам очень хочется заработать денег, но мы прекрасно осознаем сколько сил и ресурсов это затрачивает. Мы одновременно хотим и не хотим. Мы можем очень сильно любить наших детей, однако они могут вести себя очень плохо, и мы можем воспитывать их не нападая, не заливая их своими чувствами. Любить и злиться одновременно - это важная часть развития и зрелости Эго. Но если говорить о детской психике, то она созревает неравномерно, ну и соответственно мир может разделяться на чёрное и белое до определённого возраста, и готовности Эго к интеграции. Если ребёнок злится, то он злится всецело и максимально. Когда он любит маму, то может не осознавать свои чувства злости на неё. Если с одним из родителей, и, в частности я сейчас имею в виду маму, выстраиваются отношения в чрезмерности. При чем абсолютно не имеет значения, о чем эта чрезмерность, это может быть очень агрессивная система отношений, а может быть очень любящая семейная система. Здесь сама суть заключается в слове очень. Для того чтобы психический аппарат развивался и укреплялся необходимо соблюдать баланс. А для этого у взрослого родителя должно быть достаточно крепкое Я.
И так что же происходит с амбивалентностью у взрослых людей. Давайте постараемся обойтись без лишних диагнозов, или каких-то оценочных суждений. В данном случае мы говорим об определённом состоянии незрелости Эго у взрослого человека. В том числе понимая, что Я, может использовать агрессивные защитные механизмы, что бы справляться с чрезмерными чувствами. И стыд, играет здесь также немаловажную, роль, однако в данных размышлениях не является центральным. Я лишь хочу показать его вовлеченность в этот процесс. Если мама или папа любит ребёнка, хорошо относятся, то и чувства будут взаимны. Однако тот же родитель запрещает, ставит границы, и тем самым вызывает агрессию. Для того чтобы не потерять то чувство любви, которое даёт родитель, нужно что-то делать со злостью на него. Один из таких способов — это подавить. Соответственно для этого есть ещё и психологический момент, реакция стыда за агрессию. Например, родитель не знает, что делать, когда ребенок злится, и говорит, что ему нужно уйти в другую комнату и там уже, самостоятельно успокоиться. Проблема в том, что у ребенка просто нет инструмента, что бы справиться с этим самостоятельно, он просто начнет подавлять агрессию, точно так же как подавляет желание к испражнению. И в дальнейшем, если вдруг его психическое незрелое и не выносит амбивалентность, то подавив агрессию, он получит нечто вроде психического запора.
Таким образом мы имеем дело с ранним подавлением и с психологическим социальным отношением. Подавить - это раннее состояние вытеснения, можно сказать тоже не зрелое, в связи с этим это просто процесс возврата возбуждения телесного назад в тело, но не к первоисточнику, а скорее к зоне где оно было осознано и находится в состоянии как бы знания. В данном случае возможно агрессия или влечение и осознается и нет. Соответственно она не может быть разряжена каким-то здоровым способом. Злость не может быть осознанна и направлена на родителя, так как возникает реакция стыда за это чувство. Если ситуация отношений хорошая, то злости нет от слова совсем, даже на выстраивание границ. Если ситуация отношений плохая, то злость находиться в зоне конфликта психического.
Этот процесс, который остается автоматизированным и соответственно должен быть как-то разряжен. Если это невозможно, и мы как бы имеем дело с психическим запором, он начинает аккумулироваться, как бы создавая из тела определённый заряженный накопитель. Вы можете задаться вопросом, что аккумулятор в теле на самом деле может быть любой. И вы будете правы. Однако здесь речь идёт о том, если так можно сказать, что процесс полуосознанный. Ребёнок догадывается о собственных чувствах, и они находятся скорее в части предсознательного, они ещё не подверглись вытеснению, но и не дошли до сознания. Застряли в таком себе пограничном состоянии. И получается так что голова выступает как посредник между попытками осознать, стыдом, и превращение в нечто под названием мигрень или гудящий аккумулятор влечения. Получается так что подавление происходит в предосознанном состоянии, но уже связано с работой мышления. То есть получается, что, если говорить об этом, и ввести это в сознание посредством работы со стыдом, посредством речи и вербализация, мигрень может исчезнуть сама собой. По принципу конверсии. Однако если продолжать подавлять, то головная боль, может занять несколько дней. И дело будет все в том, что психика не способна осознать, и при этом не способна подавить. Можно в этом является ещё тот момент, что как я говорила ранее, не имеет значения, что подавляется. Может подавляться как положительные чувства, так и отрицательные. Речь о том, что подверглось подавлению, какая реакция ребенка, или все одновременно. Речь идёт о любом из влечений. Мы можем очень сильно хотеть общаться с человеком, однако из-за того, что между нами происходит вне речи, какие-то скрытые процессы, например, есть невозможные сексуальные желания. Но лучше не возбуждаться без возможности разрядки этого возбуждения. И получается, что головная боль с одной стороны может прятать желание, а может прятать не желание. В любом случае мы имеем дело с очень сильной психической энергией, которая одновременно является ещё и физической, и не становится психическим достоянием доступным для переработки Эго. Без специальной вербальной, мыслительной работы, которая позволит разрешить этот внутренний конфликт тут не обойтись.
В любом случае работа мигрени, в частности голова, становится местом, состоянием, процессом, подавления, аккумуляции, того, о чем догадывается человек (полуосознанное), однако посредством стыда и подавления одного или двух влечений, не может переработать это сознательно. Я придерживаюсь дуальности влечений, где речь идёт о либидо и агрессии, а также их взаимодействий, в связи с этим различные метаморфозы этих влечений являются тем, что является причиной образования мигрени. Что касается работы стыда, то чем сильнее проблема со стыдом, тем сложнее довести до сознания работу влечений. Кроме того, существуют различные расстройства, которые не позволяют объединить полярно противоположные чувства. Однако если мы говорим всё-таки о расстройствах, то скорее всего будет использован несколько другой принцип хотя бывает по-разному. Тут скорее всего аккумулятором может стать любой орган, тело, не подчиняющийся сознанию на прямую, но участвующий в обработке сенсорного опыта.
В целом, если говорить про психотерапию мигрени, то это крайне непростая задача в случае незрелого Эго. Так как оно защищается от стыда посредством агрессивных процессов. И в таком случае сама мигрень не становится центральным симптомом для терапии, а скорее будет главнейшей зоной в работе сопротивления терапии и вполне может привести к негативной терапевтической реакции. Так как когда речь идет об амбивалентности, то чем лучше начинает себя чувствовать человек, тем ему хуже, с другой стороны. Эго не способно выдерживать экстремальные перегрузки чувств любви и ненависти к близким, например. Аккумулятор, который скапливается годами должен быть разряжен. А происходит такое обычно не дома, а в терапии. Что в итоге может привести к уходу человека из работы. Головная боль крайне сложный комплекс, который показывает нам, что есть проблема в незрелом Эго, что есть амбивалентность, что есть стыд. В целом есть место для переработки всего этого - голова. Осознание, вербализация, требуется переход из одного состояния в другой, из неосознанного в сознательный.
Автор: Згама Елена Евгеньевна
Психолог, Детский психоаналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru