По поводу возвращения экипажа «Союза МС-22» с МКС решение принято, решения больше не принимаются? По крайней мере у нас остались и Pro космос попробует найти объяснения.
Предыстория
15 декабря 2022 года «Союз МС-22» был повреждён микрометеороидом и лишился теплоносителя охлаждающего контура. Он вытек в космос через микроотверстие, проделанное метеороидом. Это официальные выводы Роскосмоса, принятые НАСА.
Для возвращения на Землю Сергея Прокопьева, Дмитрия Петелина и астронавта НАСА Франциско Рубио решено ускорить подготовку корабля «Союз МС-23». 20 февраля он отправится его на МКС в беспилотном режиме. Вангуем, что по «длинной» схеме, тут важна надёжность, а не рекорды. Напомним, что из этой серии беспилотный полёт уже совершал «Союз МС-14». После стыковки МС-23 у экипажа МКС снова будут два полноценных корабля для возвращения на Землю. Когда оно состоится?
Когда вернётся «Союз МС-23»?
Сергей Крикалёв, исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Роскосмоса, заявил, что полёт вышеперечисленных космонавтов продлён на несколько месяцев. Тут возможны варианты.
1) Если Прокопьев-Петелин-Рубио проработают на МКС до сентября, то вместо полугода они пробудут на орбите год, к чему они не готовились. Несмотря на россказни некоторых экспертов, росписью пера такое решение не принимается, должны быть рассмотрены медицинские риски длительного пребывания на орбите.
Могут возникнут вопросы у НАСА. Хотят ли они рисковать здоровьем своего астронавта, который неожиданно завис на орбите на год? Как быть с перекрёстными полётами? Ведь весной Россия должна была доставить на орбиту Лорал О’Хару, а НАСА – Андрея Федяева.
В целом, если космонавты пробудут на орбите ещё полгода, то осенью пилотируемая программа на МКС «встанет в график» с опозданием полётов экипажей на российских кораблях на полгода.
2) Если полугодовая задержка на орбите нежелательна (например, по медицинским показателям), то логистика усложнится. Роскосмос сообщил, что ускоренная подготовка «Союза» занимает 45 дней. То есть «Союз МС-24» может быть готов уже к марту-апрелю. Например, полёт нового экипажа состоится в июне.
Чтобы «войти в график» они должны пробыть на орбите около 9 месяцев – до весны 2024 года — опять больше запланированного. Возможно, проблемы нет, Олег Кононенко сертифицирован на годовой полёт, по сообщению ТГ-канала Закрытый космос https://t.me/roscosmos_press.
Зато возникает вопрос с перекрёстными полётами: О’Хара лететь на три месяца странно, если она остаётся до осени, то за 2023 год Роскосмос доставит на орбиту одного астронавта и на второе место на Dragon осенью мы тоже не претендуем. НАСА должно сдвинуть «очередь» и отправить своего астронавта. В целом решаемо, интересно, какой будет итог?
Что будет с «Союзом»?
К сожалению, осмотреть место пробоины, выйдя в открытый космос, технически очень сложно. При спуске приборно-агрегатный отсек с пробоиной сгорит, дополнительной информации мы не получим. Не удивимся, если вместо малонаселённой области Казахстана «Союз МС-22» просто затопят в несудоходном районе мирового океана вместе со столько ретивым метеороидом.
Интересно, изменится ли конструкция «Союзов»? Обычно каждый инцидент – это повод задуматься над надёжностью конструкции. И лишнее напоминание, что 100%-ной безопасности не бывает — корабли, будь то Space Shuttle, Союз или Dragon могут летать годами, прежде чем обнаружится уязвимость в конструкции. Поэтому рады, что заключено соглашение о перекрёстных полётах, хотя некоторые снобистски считали, что России оно не нужно.