"Фабельманы" Стивена Спилберга. Фильм, уже забравший Золотые глобусы за лучший фильм и режиссуру, и, по оценкам критиков, готовящийся повторить успех на Оскаре. И хоть позиционирование истории как автобиографии великого режиссёра меня не очень заинтересовало, я все же начала смотреть и... полностью погрузилась в магию кино. Я давно не видела ничего одновременно такого искреннего и при этом мастерски сделанного. Хотя "Пиноккио" дель Торро и "Банши Инишерина" Макдоны, про которых я недавно писала, сделаны не менее талантливо, но в них сильна доля артхауса. А Спилберг как раз мастер мэйнстрима, и, рассказывая глубоко личную историю, он использует накопленные навыки и получается потрясающе живое, берущее за душу, но при этом очень лёгкое для восприятия и близкое многим кино.
Про сюжет в 2 словах. Мальчик, впервые попавший в кино, настолько им поражён, что родители дарят ему камеру и он начинает снимать) Скучновато звучит? А теперь о том, что тут на самом деле внутри и почему я этот фильм советую смотреть всем, кто занимается творчеством, и в не меньшей степени всем, у кого есть дети.
Эта история - не путь героя, это возвращение к истокам, это о том, что все мы (даже гениальные творцы) родом из детства. Это история прежде всего о семье. Недаром называется она по фамилии "Фабельманы" (читай "Спилберги"). Нет, здесь нет нищеты, борьбы за выживание. Герой Сэмми (читай “Стивен”) растёт в финансово благополучной семье. Его отец (Пол Дано в привычной для себя роли интеллектуала-интроверта) - успешный инженер, который еще в 60-е начинает заниматься компьютерами и ради его карьеры семья постоянно вынуждена переезжать. Мать (Мишель Уильямс очевидно получит очередную номинацию на Оскар) - невротичная “творческая личность”, в юности талантливая пианистка, променявшая мечты о славе на жизнь домохозяйки и матери четырех детей (у Спилберга было три младших сестры). И вот здесь уже развивается конфликт истории. Мать задыхается в быте, в отношениях с таким надежным, умным, любящим мужем, но человеком абсолютно рациональным, который всегда держит эмоции в себе и не поддерживает ее эмоциональные выплески. Прям вспомнился “Иван Васильевич”, где жену Шурика так и тянуло “устроить скандал”, пока муж занимался работой. Только здесь еще дети, которые растут в этой нервозной атмосфере. Меня тема в принципе задела за живое, потому что внутренняя жизнь семьи описана очень реалистично, и я узнавала ситуации, схожие моему опыту.
Так вот в этой семье, конечно, поддержку творческому мальчику оказывает мама. Нет, отец тоже рад его успехами, но когда парню уже близится время поступать в колледж, он, полностью убежденный в своей правоте, говорит: тебе пора перестать тратить время и деньги на хобби, у тебя хороший ум, тебе нужна нормальная профессия. Ну, друзья-авторы, сколько раз вы такое слышали?) Родители, а вы такое детям говорите? Убеждаете их, не трать свою жизнь на ерунду? И удовлетворенно киваете, когда они вас слушают. А тут история про мальчика, который не слушался и стал в итоге едва ли не самым известным современным режиссером. И про его маму, которая вложила свои нереализованные мечты о творчестве в сына и дала ему поддержку, несмотря на то, что в других отношениях она была далеко неидеальна.
“Фабельманы” при этом не смотрятся манифестом: иди за мечтой, ломай ограничения. Мне очень понравилось, что ближе к финалу Спилберг как бы примиряется с отцом. И это стало для меня одной из важнейших мыслей фильма. Герой Пола Дано говорит сыну: чтобы достичь чего-то, нужно очень много работать. “Ты в меня, ты сможешь”. Спилберг подчеркивает нам, что его успех, это не только творческое начало, но и готовность впахивать,, без которой таланту ничего не достичь.
Много слов про семью, но, конечно, вторая основная тема фильма - это кино. Это история развития таланта от детских съемок крушения игрушечного поезда, от попыток спрятаться от реальности за кинообъективом к первым еще школьным фильмам и осознанию (тоже очень мощная сцена после выпускного бала), что средствами кино можно влиять на восприятие людей, на их умы. Однако магия магией, но финальная сцена (не буду спойлерить крутое камео), еще раз нам подчеркивает: снять кино и найти себя в нем, ой как непросто. Спилберг в интервью говорил, что эта сцена полностью воспроизведена по его воспоминаниям, включая фразу про горизонт, которая обыгрывается в последних остроумных кадрах, становящихся конечной точкой фильме и начальной точки пути молодого режиссёра.
Ну и пару слов про то, как это снято. Действие фильма происходит в 60-е. Спилберг использует и яркие краски, и музыкальное сопровождение, настраивающее на легкий лад. Есть откровенно комедийные моменты про беззаботную школьную юность и первую любовь (перемежающие сложные сцены буллинга, с которым сталкивается еврейский мальчик). Я не буду исключением и тоже отмечу, как необычно было услышать в сцене пикника, как голливудские звезды Мишель Уильямс, Пол Дано и Сет Роген с дичайшим акцентом, но на русском поют “Калинку-малинку” (бабушки и дедушки Спилберга родом из России), ведь это тоже часть детства великого человека и он отдает таким вещам должное, хоть это и непопулярно в США. Ну и уже упомянула тройку сильных актерских ролей. Уильямс и Роген (сыгравший друга семьи) - шикарное перевоплощение. Пол Дано - очень люблю актера и рада видеть его в крупном проекте. Хоть в начале мне он казался повторяющим свои старые роли, но к концу и его игра меня пробивала чуть не до слез. Изображать человека, внутри которого буря, но он остается внешне спокоен, наверно, не менее тяжело, чем играть реалистичную истерику. Молодые актеры тоже хороши, но все же для меня этот фильм получился прежде всего про родителей. Кстати, тот случай, когда родители стали свидетелями успеха своего сына. Отец и мать Спилберга умерли всего несколько лет назад в возрасте около ста лет. И только после их смерти он решился рассказать эту честную историю, написание которой, по его признанию, было сродни психотерапии. Думаю, она многих заставит задуматься. Меня заставила. До этого самым эмоциональным для меня фильмом Спилберга был “Искусственный разум” про мальчика-андроида, ищущего маму, и сейчас я понимаю, сколько же личного вложил режиссер и в ту, и в другие истории об отношениях родителей и детей.
В общем, это действительно один из лучших фильмов 2022 года. Всем рекомендую.
P.S. Если вам понравилась статья, не забудьте подписаться, это очень поможет развитию канала📖