Найти в Дзене

Маржинальность в предпринимательстве одно из главных понятий

1. Маржинальность бизнес - продукта Маржинальность – одно из главных понятий в предпринимательском, биржевом и в банковском деле. Подразумевается под ней разница между себестоимостью произведенной продукции (затратами на ее изготовление) и  ценой, уплачиваемой покупателем. Не зря слово «маржа» в переводе означает «разница» (margin). Также нередко под маржинальностью подразумевается прибыль с каждой единицы продукции и коэффициент прибыльности. Последний определить помогает успешность деятельности любого предприятия. Видео: маржинальность — это простыми словами: Поэтому знание понятия «маржинальность» необходимо для успешного ведения бизнеса.  Ведь даже установление высокой цены товара не гарантирует получение высокой прибыли. Нужно также для этого учитывать понесенные затраты. Именно поэтому уметь необходимо правильно рассчитать маржу. Простыми словами, маржа – это то, что вы получили сверх прибыли.  Это чистая выручка другими словами. Важно начинающему бизнесмену запомнить товары с вы

1. Маржинальность бизнес - продукта

Маржинальность – одно из главных понятий в предпринимательском, биржевом и в банковском деле. Подразумевается под ней разница между себестоимостью произведенной продукции (затратами на ее изготовление) и  ценой, уплачиваемой покупателем. Не зря слово «маржа» в переводе означает «разница» (margin).

Также нередко под маржинальностью подразумевается прибыль с каждой единицы продукции и коэффициент прибыльности. Последний определить помогает успешность деятельности любого предприятия.

Видео: маржинальность — это простыми словами:

Поэтому знание понятия «маржинальность» необходимо для успешного ведения бизнеса.  Ведь даже установление высокой цены товара не гарантирует получение высокой прибыли. Нужно также для этого учитывать понесенные затраты. Именно поэтому уметь необходимо правильно рассчитать маржу. Простыми словами, маржа – это то, что вы получили сверх прибыли.  Это чистая выручка другими словами.

Важно начинающему бизнесмену запомнить товары с высокой маржинальностью. Высокий уровень спроса они имеют и востребованы на рынке всегда, поскольку, как правило, представлены всего одним или несколькими продавцами.  Это позволяет получить производителю от их продажи большую прибыль.  К высокомаржинальным относятся следующие товары:

  • сезонная продукция, реализуемая, как правило, в определенные даты;
  • брендовая продукция.

Примерами товаров с высоким уровнем маржинальности являются: цветы, безалкогольная продукция, хэнд-мейд, элитный алкоголь, дорогие сорта чая и кофе…

1) Товары с высокой маржинальностью

Продукт, пользующийся повышенным спросом и представленный в ограниченном количестве, продается в короткие сроки и обеспечивает продавцу максимальную прибыль. Если потребитель проявляет особый интерес к товару, который вдобавок является дефицитным, то он относится к категории "высокомаржинальных".

Продавец в современных условиях рынка, вправе самостоятельно устанавливать максимальную стоимость продукта. Но в попытках баснословную прибыль некоторые предприниматели не учитывают, что чрезмерно завышенная цена товара потенциально нивелирует уровень спроса.

Продукт с высокой маржинальностью – это то, без чего человек обойтись не может, вне зависимости от уровня его дохода, экономической ситуации в стране и времени года. Действует указанное правило и в сфере услуг. Кафе, столовые, рестораны и прочие заведения общепита всегда будут приносить колоссальную прибыль, поскольку потребность в еде у человека никогда не исчезнет.

В перечень высокомаржинальных товаров входит:

  • косметика;
  • бижутерия;
  • кофе/чай (на развес);
  • элитный алкоголь;
  • праздничные аксессуары;
  • цветы;
  • изделия ручной работы;
  • безалкогольные напитки.

Недостаточно для организации сверхдоходного бизнеса выбрать продукт, который продается с легкостью здесь и сейчас. В условиях конкуренции потребность в нем может быть сведена к минимуму, поэтому необходимо систематически анализировать, насколько предлагаемый товар востребован на рынке. Своевременный мониторинг спроса на высокомаржинальный продукт позволит при необходимости найти ему достойную альтернативу и нивелировать финансовые риски.

Согласно опросу ритейлеров, самыми высокомаржинальными товарами являются:

1. Безалкогольная продукция. Обладает наиболее высокой наценкой эта категория товаров. Действительно, затраты на производство этой продукции минимальны, а цены держатся на высоком уровне. Это достигается в основном за счет успешной рекламной кампании и пропаганды определенного образа жизни, которая эффективно действует на целевую аудиторию – подростков и молодежь. Это, в первую очередь, касается газированных напитков. Однако не отстает и простая питьевая вода. Маржа особенно возрастает при ее продаже на курортах. Самым маржинальным товаром в этой категории является детская вода.

2. Цветы. Маржинальность этого товара также зависит от сезона. К определенным датам (8 марта, 14 февраля) цена на эти товары поднимается в разы.

3. Товары ручной работы. Имеет представление только автор такого товара о его фактической стоимости. Цена может в виду его уникальности существенно подниматься.

4. Праздничная символика. Не могут многие покупатели обойтись на празднике без определённых атрибутов. К ним относятся, например, нарядные колпаки, свечи на торт, воздушные шарики, открытки и т.д. У населения эти товары прочно ассоциируются с праздником. На их изготовление затраты ничтожно малы и несопоставимы с высокими ценами на них в магазинах.

5. Бижутерия. Широко этот товар востребован, потому что не стоит так дорого, как украшения из настоящих драгоценных камней. Поскольку для изготовления бижутерии используются дешевые ненатуральные материалы, то себестоимость таких изделий относительно низкая.

Не повредит ознакомиться начинающим предпринимателям с этим списком товаров с высоким уровнем маржинальности, чтобы правильно определить свою нишу на рынке.

2) Разница между маржинальностью и рентабельностью

Несмотря на схожесть понятий, существует определенная разница в сути маржинальности и рентабельности. Если рассчитывается маржинальность исходя из общей выручки компании или ее операционного дохода, с учетом себестоимости реализованных продуктов или услуг, то расчет рентабельности включает в себя значение чистого дохода до уплаты налогов, поделенное на выручку от продаж.

Таким образом, очень близки по смыслу показатели, так как отражают прибыль, полученную с каждого рубля реализованной продукции или оказанных услуг. Использовать это позволяет их в качестве замены друг другу, в зависимости от целей проводимого анализа. Чаще используется коэффициент маржинальности в сферах инвестиционных проектов и их финансирования, и в торговых предприятиях, но и тот и другой показатель считаются критически важными для проведения грамотного финансового анализа деятельности компании и использования ее капитала.

Основное отличие коэффициента маржинальности и рентабельности — значение числителя в формуле расчета:

1. При расчете маржинальности используется показатель операционной прибыли, получаемой путем вычитания операционных расходов и амортизации из выручки от реализации продукции или услуг.

2. При расчете рентабельности в качестве числителя берется чистая прибыль, рассчитанная до уплаты налогов и процентов. Соответственно, рентабельность всегда будет ниже маржинальности, так как значение чистой прибыли содержит больше параметров, снижающих ее общую сумму, чем в случае с валовой прибылью.

Таким образом, показатель рентабельности – это более сложных и глубокий параметр деятельности компании, чем коэффициент маржинальности. Больше статей затрат он содержит, используемых при расчете прибыли и позволяет инициировать процесс глубокого анализа расходных и доходных статей, в том случае, если значение показателя не соответствует запланированному. Во многом совпадает значение коэффициента маржинальности, но состав статей для расчета уже, и большая часть исследований динамики будет относится к анализу себестоимости товара, с целью поиска инструментов ее снижения.

3) Маржинальность продаж и прочие ее виды

Расчет маржинальности производится с цель определения ассортимента товаров и услуг, которые выгодно производить и реализовывать компании, чтобы получить максимальные значения прибыли.

Формула расчета маржинальности в целом представляет собой разность между выручкой от продаж и затратами, формирующими себестоимость продукции или услуг. Чем выше маржинальность – тем прибыльнее компания.

В экономике помимо общего показателя, применяются несколько других его разновидностей, позволяющих углубить проводимые аналитические исследования.

1. Маржинальность продаж, рассчитываемая при помощи соответствующего коэффициента, это показатель, характеризующий динамику изменения объема валовых продаж в отчетном периоде к предыдущему.

Рассчитывается коэффициент маржинальности продаж по следующей формуле:

КМП=(Втп–Впп)/Впп;

где:

  • Втп – выручка текущего отчетного периода;
  • Впп – выручка предыдущего отчетного периода.

Коэффициент маржинальности продаж характеризует эффективность развития предприятия, выраженную в темпах роста реализационных доходов в текущем отчетном периоде относительно предыдущего. Следует учитывать при этом, что не всегда значительная динамика связана с качеством менеджмента и успешной деятельностью – в нашей стране большое виляние на показатель влияют инфляционные процессы. И этот момент следует учитывать, если товар производимый вами подвержен значительной ежегодной инфляции.

2. Коэффициент валовой маржинальности характеризует общую прибыльность проекта, с учетом себестоимости и прочих затрат на обеспечение бизнеса. Формула расчета:

Квм=(В – ВЗ)/В;

где:

  • В – выручка;
  • ВЗ – валовые затраты компании.

Позволяет оценить полученное значение коэффициента общую прибыльность компании, так как помимо себестоимости в расчете учитываются все прочие виды расходов на организацию и обеспечение бизнес процессов.

Еще один важный показатель — EBITDA. Что это такое, формула расчета приведены в одной из статей этого блока.

4) Оценка и анализ коэффициентов маржинальности

Анализ коэффициента маржинальности осуществляется для определения эффективности выпуска тех или иных видов продукции, товаров и услуг, также с целью определения валового или критического объема выпуска, который позволяет покрывать затраты компании, относящиеся к себестоимости, то есть имеет аналогию с определением периода достижения точки безубыточности.

Допущения при проведении анализа:

  • линейная зависимость между переменными расходами и выручкой;
  • условно постоянный уровень цен на весь период планирования;
  • постоянство потенциальных технологических возможностей по выпуску продукции или оказанию услуг;
  • высокая оборачиваемость, характеризующая наличие минимального запаса сырья и материалов, нужного для производственных процессов в заложенных объемах выпуска;
  • отсутствие такой составляющей анализа, как складские запасы, то есть в идеальных условиях вся произведенная продукция реализуется сразу.

Важно учесть в процессе анализа коэффициента маржинальности факторы внешней и внутренней среды, которые влияют на деятельность компании.

Факторы внешней среды, оказывающие постоянное воздействие на бизнес:

  • экономическая государственная политика в области регулирования деятельности коммерческих компаний;
  • ставки налогов и предоставляемые налоговые льготы и вычеты;
  • ставка рефинансирования ЦБ и условия предоставления кредитных средств;
  • величина спроса;
  • условия и стоимость поставок сырья и оборудования;
  • инфляционные процессы;
  • курсы национальной и зарубежных валют.

Факторы внутренней среды:

  • качество планирования и менеджмента;
  • эффективность используемых технологий и оборудования;
  • производительность труда;
  • уровень оплаты труда и прочие внутрифирменные факторы.

Для того, чтобы маржинальность повысить, используются следующие инструменты, позволяющие либо снизить издержки, либо повысить стоимость и привлекательность продуктов и услуг:

  • активное использование тендерных схем покупки сырья и продажи товаров и услуг;
  • увеличение объемов выпуска, для получения эффекта масштаба и распределения затрат;
  • освоение новых рыночных ниш;
  • новые технологии, позволяющие снизить расход энергоресурсов, сырья и материалов;
  • поиск новых поставщиков и достижение долгосрочных договоренностей о поставках сырья по цене ниже рынка;
  • поиск эффективных каналов продвижения и использование новых рекламных инструментов и возможностей.

5) CVP-анализ: расчет маржинального дохода и точки безубыточности

Одним из эффективных методов стратегического анализа является CVP-анализ (Cost-Volume-Profit; затраты-объем-прибыль). Помогает он руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для выбора стратегии развития организации.

Выступают ключевыми элементами CVP-анализа маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности:

  • Маржинальным доходом считается разница между выручкой предприятия от продажи продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.
  • Порог рентабельности (точка безубыточности) — это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от продажи продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.
  • Производственный леверидж — это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).
  • Маржинальный запас прочности — это процентное отклонение фактической выручки от продажи продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).

Вывод:

Финансовая деятельность предприятия наиболее важный элемент его существования. Необходимо проводить все расчеты, которые помогут найти слабые места в бюджете и встать на правильную дорогу в ценообразовании. Важно знать что такое маржа и наценка и их отличие друг от друга. Эти показатели являются эффективным инструментом анализа финансового состояния предприятия.

Теперь вы знаете, если ваши конкуренты говорят: «Наша компания работает с маржей 150%», значит они не различают наценку и маржу. Поэтому одно преимущество над ними у вас уже есть.

При открытии любого проекта, вам необходим будет бизнес-план. Например, если вас интересует направление строительства объектов в сфере  отдыха, туризма, типовой бизнес-план в нашей отрасли вам пригодится.

Несмотря на внешнюю простоту формулы расчета коэффициента маржинальности, он имеет большое значение для анализа практически всех процессов деятельности компании, связанных с расходами и выручкой. Для грамотного своего дела, скачайте с нашего сайта полноценный структурированный бизнес-план, с основными расчетами финансовых и экономических показателей деятельности, что позволит составить инвестиционно привлекательную финансовую модель и заинтересовать потенциальных инвесторов. Также вы можете заказать индивидуальный бизнес-план «под ключ», в котором мы учтем все ваши пожелания и специфические моменты организации предприятия в выбранной сфере.

Рассчитывайте маржинальность, получая прибыль с каждой единицы продукции и учитывайте коэффициент прибыльности, что поможет определить успешность деятельности любого предприятия!

• ТРЕНИНГОВЫЙ ЦЕНТР • (@beginway) • Фото и видео в Instagram
Переслать по WhatsApp
Beginway_coaching at Taplink