Найти тему

Глобальное моделирование: история, цели и подходы

В 70-х годах прошлого века человечество начало подходить к осознанию экологического императива - необходимости принятия неотложных мер по оздоровлению экологической обстановки на Земле, неприемлемости того пути, по которому шел Запад - "золотой миллиард".

Сигналом к пониманию экологического императива послужили первые модели глобального развития, в частности "алармистская" (то есть вызывающая тревогу) модель Д. Медоуза и его соавторов "Пределы роста" (1972). Вывод гласил: необходимо остановить рост народонаселения и экономический рост, иначе уже во второй четверти XXI века мир ждут глобальные катастрофы. Стоит отметить, что модель была заказана Д. Медоузу "Римским клубом", то есть закрытым объединением очень богатых и богатейших людей планеты.

Основная модель глобального развития по Д.Медоузу (1972). Лавров С.Б. Гладкий Ю.Н. Глобальная география. - М: Дрофа. - 1997.

Ключевым в модели был рост населения (рекордного в ту пору прироста населения - демографического взрыва), и он безусловно сыграл свою роль в осознании экологического императива. Затем последовал целый ряд моделей глобального развития, создаваемых как "Римским клубом", так и учеными отдельных стран.

Наряду с этим создавались и модели природных систем, в частности земного климата. В пору "холодной войны" это были модели так называемой "ядерной зимы" (последствия ядерной войны) и модели "нормального" развития климата (М.И. Будыко, К.Я. Кондратьев).

В 80 - 90-х годах прошлого века стало ясно, что "главная экологическая проблема современности - взаимосвязь всех со всеми - и поэтому основополагающее значение имеет концепция единого мира, который в перспективе должен противостоять существующему повышению потребления природных ресурсов" (К.Я. Кондратьев)

Введение в глобальные модели комплекса экономических, демографических и социальных факторов стало очевидным. Характерно, что крупнейшим пробелом отчетов межправительственной группы экспертов по проблемам климата (МГЭПК) в конце прошлого века было отсутствие анализа социально-экономических корней тех изменений окружающей среды, которые порождают "парниковый эффект". Стало очевидно, что "все связано со всем", что необходимы "социологизированные" модели.

Надо отметить, что важнее всего было определить цели развития, дать философско-теоретическое обоснование этих моделей, показать, к чему должно стремиться человечество. В первых моделях 70-х годов прошлого века (Д. Медоуз, 1972, М. Месарович и Э. Пестель, 1974) такой целью стало "выживание человечества", в последующих - "достойное человека существование", "благосостояние и достоинство" (Я. Тинберген, 1974).

Соответственно менялись и подходы - для первых моделей "Римского клуба" был характерен прогнозный подход (что будет в первой половине этого века с миром, если не остановить экономический рост), в модели Василия Леонтьева (США) - нормативный подход (какие меры надо предпринять, какую долю ВВП тратить на экологические цели и тому подобное), в последних моделях - комплексный проблемно-прогнозный подход (выделение приоритетных проблем, требующих решения, прогнозы развития с возможными вариантами).

В конце прошлого века особое внимание стало уделяться концепции устойчивого развития, принятой на конференции ООН по окружающей среде (1992).

Первоисточником ее послужила работа "Наше общее будущее" - доклад Международной комиссии по окружающей среде по руководством тогдашнего премьер-министра Норвегии Гро Харлем Брундланд (1987), в которой было дано определение устойчивого развития. "Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Оно включает два ключевых понятия: потребностей, в частности потребностей беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета; ограничений, обусловленных состоянием технологий и организацией общества, накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности"

Если изложить это проще, это звучит так: в устойчивом обществе рождаемость примерно должна быть равна смертности, темпы инвестирования должны примерно равняться темпам амортизации капитала, темпы потребления невозобновимых ресурсов не должны быть выше темпов разработки их устойчивой возобновляемой замены, интенсивность выбросов не должна быть выше способностей окружающей среды поглощать их.

С.Б. Лавров, Ю.Н. Гладкий. Глобальная география. - М: Дрофа. - 1997.