Столкнулась с неожиданным комментарием в ответ на статью о трендах 2023. Суть его в следующем: западные тренды к нам не применимы. Ну и обстановка в стране не располагает ко всяким излишествам, описанным в статье.
Первым порывом было рвануть на баррикаду с флагом наперевес и отстоять необходимость знать такие вещи. Подумав, ограничилась фразой: «У каждого свое мнение». Но «в чертогах моего разума» закрепилась задача поразмышлять над этим подробнее. Размышляю. Как всегда, максимально структурировано и без воды.
Начнем с того, откуда взялся этот термин
В начале 20 века понятие «тренд» использовалось экономистами и биржевыми трейдерами, чтобы описывать изменения финансовых показателей. В 60-70х годах он перешел в более близкие нам ниши образования, моды, спорта, маркетинга и т.д.
Что же такое тренд
Вот здесь много есть разных вариантов. Попробую сформулировать собственный. Большой толковый словарь на сайте gramota.ru дает следующее определение:
Тренд [англ. trend - тенденция, уклон]. Преобладающая тенденция, общее направление развития чего-л. (общественного мнения, моды и т.п.). Тренд в политике. Новый тренд в зимней одежде. 1
То есть, чтобы разобраться в смысле этого слова, нам нужно знать, что такое тенденция. Там же:
Тенденция [нем. Tendenz от лат. tendere - стремиться, направляться] (чего, к чему). 1. Направление развития, определённая склонность, стремление к чему-л. (общества, экономики, культуры и т.п.). Главная, основная тенденция. Тенденция к росту, к снижению показателей. Общая тенденция образования. … 3. Книжн. Предвзятая, пристрастная мысль, навязываемая читателю, зрителю, слушателю. Назойливая тенденция. Идея произведения превратилась в тенденцию.
Итак, тренд – это преобладающее направление развития в конкретной «тематической» группе или на стыке нескольких «тематических групп», которое либо возникает само вследствие объективных причин, либо навязывается определенной группой лиц в собственных интересах. Как правило, тренд – явление глобальное и может иметь затяжной характер (переосмысливаться и возвращаться).
Давайте на примере. В тематической группе «маркетинг» есть общая тенденция переноса взаимодействия с клиентом в интернет. В ней несколько составляющих: донесение информации через социальные сети, сайты, рекламу, личные сообщения, чат-боты и т.д. Еще пару лет назад трендом было вовлекать всех в свои социальные сети. В 2022 году в тренды выбились чат-боты, они там будут и в ближайший год тоже, просто потому, что это совокупность а) личного общения с клиентом, б) геймификации, в) экономии времени через автоматизацию и г) наверняка чего-нибудь еще, что мне не пришло в голову.
В тематической группе «здоровье» четко видна тенденция заботы о своем здоровье и профилактике заболеваний. В тематической группе «компьютеризация» давно доминирует тенденция максимального внедрения компьютеров и всевозможных гаджетов во все сферы нашей жизни. На стыке этих двух тематических групп можно говорить о возникновении трендов, связанных с заботой о глазах и спине, как о частях тела наиболее часто страдающих от компьютеризации.
Здесь очень важно понимать, что тренд в широком его понимании – это не мода. Источник тот же:
Мода [франц. mode - мода; манера, образ действий] 1. Совокупность вкусов и взглядов, господствующих в обществе в определённое (обычно недолгое) время и проявляющихся в увлечениях чем-л., формах быта, одежде и т.п. Мода на высокие каблуки. Выйти из моды. Войти в моду. Быть в моде (пользоваться особой популярностью, признанием в какое-л. время). Последний крик моды (о чём-л., только что ставшем пользоваться особой популярностью). Не в моде кто-, что-л. (потеряло привлекательность, не отвечает современным вкусам).
То есть, тренд может стать модным, если он совпадает со вкусами тех, кто «диктует политику». Но при этом модное не всегда будет трендом, потому что тренд является следствием явлений, обусловленных естественными (логичными, последовательными) изменениям нашей жизни. А мода – это просто желание отдельных групп людей показать свой вкус.
Любопытно, что слово «мода» в основном используется в сфере индивидуального потребления (одежда, аксессуары, средства передвижения, места проживания, гаджеты и т.д.). Я ни разу не встречала словосочетание «модный сплав для труб» или чего-то подобного.
Жизненный цикл тренда
Здесь все как в жизненном цикле любого товара: зарождение тренда (накопление, когда его начинают использовать все больше и больше людей), распределение (тренд становится массовым) и завершение (пик, после которого тренд либо исчезает, либо становится стабильным и превращается в некую норму). Бывает, что в процессе своего цикла тренд проходит через переосмысление, вспыхивает снова и повторно проходит через фазу распределения.
Определить тренд непросто. Но если у вас это получится, вы можете разбогатеть. Если вам в силу разных причин не с руки следить за трендами, для этого есть специальные люди, которые называются заимствованным словом «трендвотчеры» - наблюдатели за трендами.
Откуда берутся тренды
У меня нет задачи в рамках небольшой статьи написать качественное исследование о трендах. Вообще, желающим более глубоко изучить эту тему, рекомендую небольшие книги под цифрой 4 и 5 в приложенном списке источников. Я здесь, скорее, свожу воедино свои мысли на эту тему.
Отследить или придумать тренд может практически любой человек. Для этого нужно просто мониторить окружающую среду и использовать креативный подход в поиске ответа на вопрос: «Какие трудности здесь есть и какие возможности в этой связи открываются?» Если получилось придумать что-то новое, вы станете трендмейкером.
Но вот запустить тренд в народ может только лидер мнения успешный, узнаваемый и авторитетный. Их называют трендсеттерами. Тот, за кем последует народ. Можете, конечно, и сами попробовать с помощью массированной рекламы, но это может занять больше времени и денег. С удовольствием почитала материал о том, как раскручивали спиннер. 6
Не любую идею можно превратить в тренд. Помните определение? Важно, чтобы эта идея отвечала логике развития конкретного социума.
В этом смысле, инициировать тренд на более дорогие, но экологически чистые источники энергии в месте, где населению только хватает денег на то, чтобы купить дешевый уголь, будет верхом глупости. Можно будет эту идею насадить сверху, но трендом она не станет, потому что не вписывается в логику развития конкретного социума.
Здесь я в обязательном порядке напомню о том, что при запуске тренда важно понимать вашу целевую аудиторию – не всем ваш тренд будет трендом. Чат-боты, например, тренд, но только для тех, кто работает с аудиторией, имеющей как минимум техническую возможность доступа к этим чат-ботам.
Так нафига козе баян?
Все просто. С развитием интернета границы стали настолько размытыми, что невозможно предотвратить проникновение новых идей из других стран. То, что популярно там сегодня, у нас может стать популярным уже завтра. И только вам выбирать, что вы с этим будете делать: стоять в сторонке или бежать впереди паровоза.
Когда вы знаете западные тренды, вы можете переложить их на нашу реальность и посмотреть, можно ли что-то из этого взять. Как минимум, можно потестировать, например, изменить позиционирование и попробовать привлечь новую аудиторию к своему продукту.
Ну и, конечно, никто не застрахован от открытия собственного голубого океана: вы можете стать первыми и «завезти» к нам то, что сейчас популярно там.
1 http://gramota.ru./slovari/dic/?word=тренд&all=x
2 http://gramota.ru./slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=тенденция
3 http://gramota.ru./slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=модам
4 Бокарева В.Б. Трендология: трендвотчинг для бизнеса.
5 Рубштейн Н.В. Как создать тренд и стать его лидером.
6 https://www.rbc.ru/own_business/19/05/2017/591db9f39a794789005e3e8e