Найти тему
Об этом не говорят

Казахстан не сможет заменить Россию на европейском рынке нефти. Но пытается

И тут они (Запад) только поняли такую вроде как несложную комбинацию.

Как пишут, 29 декабря 2022 года казахстанская государственная нефтегазовая компания «КазМунайГаз» объявила о планах экспортировать нефть в Германию, начиная с января 2023 года. Были достигнуты договоренности об экспорте в общей сложности 1,2 млн тонн нефти по нефтепроводу «Дружба» через Россию и Украину.

Эта новость, появившаяся вскоре после объявления Европейским Союзом частичного эмбарго и ограничения цен на российскую нефть, вызвала дискуссии о том, может ли Казахстан играть важную роль на европейском энергетическом рынке. Ранее президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заверил представителей ЕС, что страна:

«...готова использовать свой углеводородный потенциал для стабилизации ситуации на мировом и европейском рынках».

Россия выступает в качестве посредника для транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки, поскольку 96 процентов всего экспорта нефти из Казахстана проходит через территорию России, это означает, что способность Астаны экспортировать нефть в значительной степени зависит от стабильных отношений между двумя странами. В 2021 г. Казахстан экспортировал 65,7 млн ​​тонн нефти, из которых более 50 млн были отправлены в Европу через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) и нефтепровод «Дружба». При нормальных обстоятельствах эта зависимость не была такой проблемой для Казахстана. Однако в 2022 году, возможно, из-за многочисленных нештатных обстоятельств Казахстан ощутил на себе неблагоприятные последствия такой зависимости, когда деятельность КТК была временно приостановлена ​​в четырех отдельных случаях.

Наиболее правдоподобное объяснение этих приостановок состоит в том, что Россия пытается ограничить глобальные поставки нефти и, таким образом, взвинтить мировые цены на нефть, чтобы отговорить Запад от введения дополнительных санкций в отношении российского экспорта энергоресурсов [Запад по себе судит - прим. Об этом не говорят].

Тем не менее, несмотря на проблемы с КТК в 2022 году, несколько основных причин подтверждают мнение о том, что казахстанская нефть будет более или менее стабильно поступать на европейские рынки в 2023 году и далее. Во-первых, Казахстан — один из немногих важнейших союзников, оставшихся у России, и Москва не может рисковать отчуждением Астаны, создавая дополнительные препятствия, поскольку Казахстан — важный партнер в обходе западных санкций. Во-вторых, Россия экспортирует часть своей нефти в Китай по казахстанским трубопроводам, и Астана может приостановить этот экспорт в отместку за любые перебои. Хотя это маловероятно, такой вариант остается жизнеспособной контрмерой. В-третьих, и, пожалуй, самое главное, Астана пользуется поддержкой Пекина в этом вопросе. Китайские власти отреагировали на сбои в работе КТК в прошлом году, заморозив крупный нефтехимический инвестиционный проект Sinopec в России и усилив стремление Пекина придерживаться антироссийских санкций [
вот это они натянули сову на глобус, как её только на части не разорвало - прим. Об это не говорят].

Тем не менее, даже если Казахстану удастся решить множество политических проблем таким образом, чтобы обеспечить бесперебойные поставки своей нефти в Европу через Россию, он все еще сталкивается с серьезными логистическими проблемами. Хотя трубопроводы КТК и «Дружба» могут прокачивать больше нефти, маловероятно, что Россия позволит Казахстану воспользоваться нефтяным эмбарго и нарастить экспорт за счет Москвы. Таким образом, для удовлетворения возросшего европейского спроса потребуются дополнительные экспортные маршруты через другие страны.

Правительство Казахстана уже приступило к диверсификации своих экспортных маршрутов и добавлению новых. В июле 2022 г., выступая на специальном заседании правительства по вопросам развития транспортного и транзитного потенциала, Токаев подчеркнул, что для экспорта казахстанских энергоносителей «приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут». В этом случае президент Казахстана имел в виду Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), транспортно-транзитный коридор, проходящий через Азербайджан, Грузию, Казахстан и Турцию.

С этой целью Казахстан успешно завершил переговоры об экспорте около 5 млн тонн нефти в 2023 году по ТМТМ. План состоит в том, чтобы использовать западный казахстанский порт Актау для отправки нефти в Баку танкерами, а затем транспортировать ее в порты Средиземного моря по трубопроводам Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и Баку-Супса. Этот экспортный маршрут был доступен Казахстану для транзита еще в 2006 году, но Астане не нужно было активно использовать его для экспорта — до сих пор.

Астана по-прежнему использует маршруты, проходящие через Россию, вместо использования маршрута ТМТМ, в первую очередь из-за серьезных логистических трудностей и высоких расходов. Стоимость транспортировки нефти по КТК составляет 38 долларов за тонну, тогда как стоимость трубопровода БТД составляет не менее 90 долларов за тонну. Более высокие затраты являются результатом логистических проблем, которые включают транспортировку нефти с использованием железнодорожных цистерн, танкеров и трубопроводов, а также многократную погрузку и разгрузку грузов.

В этих условиях частные компании, добывающие и экспортирующие около 75% всей казахстанской нефти, естественно, склонны переждать конфликт в Европе в надежде на лучшее будущее. Превращение ТМТМ в жизнеспособный экспортный маршрут требует огромных инвестиций, непрерывных многосторонних переговоров и значительного количества времени, чего заинтересованные стороны стремятся избежать.

Таким образом, было бы наивно полагать, что Казахстан сможет заполнить пустоту, появившуюся из-за нефтяного эмбарго ЕС, особенно в ближайшее время. В настоящее время перспективы Астаны играть более важную роль на европейском энергетическом рынке по-прежнему во многом зависят от России. В то время как достаточно доказательств поддерживает идею о том, что Москва не будет препятствовать экспорту казахстанской нефти в Европу в 2023 году, глупо надеяться, что Россия позволит использовать свою трубопроводную инфраструктуру для увеличения иностранного экспорта и обогащения своих соседей. Казахстан может использовать альтернативные маршруты для экспорта большего количества нефти в Европу, но логистические трудности и связанные с ними более высокие затраты на данный момент вынуждают заинтересованные стороны уклоняться от их использования и работы над их расширением.

Могут же, когда захотят, на Западе более или менее трезво оценивать те или иные событий. Не без "клюквы", конечно, по ходу оценки.