Мой самый любимый театр - это театр имени Моссовета. Так уж исторически сложилось. Я даже сама там несколько лет работала - очень давно, но это было действительно прекрасное время.
Много лет подряд я знала наверняка: если хочешь пойти в театр, но не знаешь, какой выбрать, иди в Моссовета - там всегда всё качественно, на уровне. Может, нет каких-то шедевров, чтобы вся театральная Москва охала и ахала, но и на халтуру, пошлость, глупость, мат не нарвёшься.
До недавного времени так оно всё и было.
Главный режиссёр и художественный руководитель театра Павел Осипович Хомский нравился далеко не всем. Некоторые жаловались на отсутствие в репертуаре струи свежего воздуха, современных идей, на консерватизм. Но вот в 2016 году Хомского не стало, и после четырех лет, в течение которых театром управляли директор и художественный совет, пришел новый худрук - Евгений Марчелли.
Кому-то не хватало свежей струи в Моссовете? Теперь она есть. Главное - не захлебнуться ею.
Сразу говорю: я не театральный критик. Не ждите от меня взвешенной оценки. Я - зритель. Чаще всего очень благодарный. Мне легко угодить. Но когда я вижу, как хороший театр, можно сказать, оплот нормальности в слегка сходящем с ума театральном мире, уродуют и даже разрушают.... Ну как тут промолчать? Скажу, что думаю, что вижу сама.
Первый (для меня) тревожный звоночек прозвенел, когда ушел из театра Виктор Сухоруков, которого очень любят зрители.
Вот что сказал сам Виктор Иванович: "Пока «Моссоветом» руководит Марчелли, ноги моей там не будет. Он слабый режиссер! Для академического театра этот человек слишком мелок. Шок-театр, который он строит, для меня чужд эстетически. Все его слова про мое возвращение — провокация, глупость и подлость! Так себя вести просто неприлично и некорректно с его стороны! У него есть труппа, вот, пусть с ними и работает. А про меня забудет навсегда! Я его знать не знаю и, честно говоря, знать не хочу!" (ссылка на интервью)
Жёстко.
Много нелестных слов сказал в адрес Марчелли другой звездный актер Моссовета Александр Домогаров. Сказал и ушел в длительный творческий отпуск. Сейчас появляется раз в месяц в одном спектакле - в "Ричарде".
Та же примерно (хоть и без громких заявлений) ситуация с Павлом Деревянко. После прихода Марчелли он внезапно устал, и сейчас тоже выходит только в "Дяде Ване" Кончаловского.
Можно Домогарова и Деревянко не любить - на здоровье! Но нельзя отрицать, что они очень популярны, и неразумно вот так нерационально использовать этот ресурс. Залы-то надо заполнять. А на звезд народ ходит. Но мы видим, что режиссеру они будто неинтересны. Он сам с усами, зачем ему громкие имена.
Да-да, залы надо заполнять, потому что публика в театр Моссовета стала ходить гораздо хуже, чем раньше. Видимо, народ понимает, что с театром что-то не то. "Жестокие игры", которые поставил сам Марчелли, собирают публику плохо. Говорят, зал полупустой.
В прошлом году в театре Моссовета поставили "ШЕКСПИРГАМЛЕТ". Вот, что пишет один театральный тг-канал: "...полуобнаженные тела, звучат фразы «ущипнуть за жопу», «обоссанная постель», Гамлет пытается изнасиловать мать , Клавдий появляется в женском платье...".
Наверное, найдутся те, которые скажут: "Нет, ну надо же самой посмотреть, чтобы вынести окончательное суждение!"... Спасибо, нет. Я не пойду.
А вот на другую премьеру - "БЕСприданница" - в принципе, пойти небезынтересно. Да, меня отвращает выделенная большими буквами первая часть слова. Не люблю таких заигрываний. Но если забыть об этом, то... Островского люблю, актеры хорошие - Валюшкина, Кищенко, молодая звезда Павел Чинарев... Но читаешь отзывы и понимаешь, что Островского там как-то маловато. Чего стоит одна Лариса в ботфортах, которая все время орет, жрет (именно так) пельмени...
Да всё я понимаю! И про замысел режиссёра, и про различные толкования, смыслы... Но почему-то как-то противно. Ну не знаю. Надо все-таки себя пересилить и посмотреть.
За два сезона с Марчелли было 11 премьер. Один спектакль из премьерных - "Странник" - значится в репертуаре, но по факту уже не идёт, так как ушел Сухоруков (кстати, после его ухода сняли ещё и прекрасную "Римскую комедию" и "Встречайте, мы уходим). Три - "Фрекен Жюли", "Жестокие игры" и "Восемь любящих женщин" - Марчелли уже ставил ранее в других городах, так что как бы не совсем и премьера. Несколько премьер идут, но вызвали очень умеренный интерес.
Есть, конечно, и удачи - "Укрощение строптивой", например, или "Волки и овцы". Но, похоже, что это удача вопреки воле режиссёра. Слишком они традиционны для него. В интервью Марчелли говорит: "Мне всегда хочется, чтобы мой театр производил очень сильное эмоциональное воздействие. Шок, эпатаж – это, наверное, высшее достижение. Но эмоциональный ожог – этого я жду". (ссылка на интервью: https://www.kaliningrad.kp.ru/daily/27082.4/4153889/ )
Кстати, уж не знаю, насколько это правда, но знакомые из театра рассказывали, что первым делом Марчелли хотел убрать из репертуара рок-оперу "Иисус Христос - суперзвезда". Которая как раз стабильно собирает полные залы.
Причины те же - недостаточно шокирующий спектакль. Мне сразу вспомнились "Страсти Христовы" Мела Гибсона - Марчелли хотел, чтобы все примерно так на сцене выглядело?...
Спектакль, к счастью, не тронули. Но то ли еще будет?
Марчелли называет себя "разрушителем традиций". И вот, что он говорит про театр Моссовета: "Наш театр, я считаю, находится на особой территории. Здесь действуют свои традиции, своя эстетика, наработанная программа. Их нельзя в один день прийти и разрушить".
Прямо просится продолжить: "...но очень хочется".
А вот бы всем режиссерам, которым хочется разрушить, давали новые театры. Ну вот такие, которые надо строить с нуля. Чтобы не "до основания, а затем...", а просто с нуля. И делайте там, что хотите! Ищите свою публику. Но не трогайте то, что создано не вами, и то, что очень ценно и дорого другим людям.
И еще раз повторяю - я не критик, я зритель. Это все лишь взгляд со стороны. А у вас может быть свое мнение.