Найти тему

Всё о школьной травле. Часть 10

372 прочитали

Что мы имеем на промежуточном этапе? Мы сделали ребенка самодостаточным для взглядов внутри школьной группы. Теперь наш ребенок уже не испытывает мощной эмоциональной потребности «дружить» с кем угодно из класса. И это моментально воспринимают окружающие. Вспоминаем прежнюю схему:

Что мы имеем на промежуточном этапе? Мы сделали ребенка самодостаточным для взглядов внутри школьной группы.

Кроме формирования чувства самодостаточности (которое в потенциале приводит к лидерству в микрогруппе) наши усилия привели к тому, что сфера влияния ребенка выросла до средних в классе размеров. Кстати, очень может быть такое, что она начнет превосходить сферы влияния других детей. Иными словами, именно с нашим ребенком вдруг станет интереснее, веселее и увлекательнее общаться и проводить время.

Сразу нужно предупредить, что эти действия травлю саму по себе ничуть не ослабляют. Они меняют отношение нашего ребенка к факту травли, обеспечивают здоровое внимание от других детей (частичное преодоление бойкота), предоставляют ему силы и поддержку для того, чтобы пережить нападки.

Более того, как только хищники заметят такие изменения в самоощущении и поведении жертвы, они могут на какое-то время даже усилить нападки. Но если такое будет, продлится оно, скорее всего, не долго. Вскоре хищники успокоятся и привыкнут, отвлеченные другими проблемами, которых и у них, смею вас заверить, полно. Нам же в этом случае надо будет только активнее поддерживать ребенка и объяснять ему причины и временный характер усиления давления.

Что касается дальнейших действий, то теперь необходимо прийти к этому:

Что мы имеем на промежуточном этапе? Мы сделали ребенка самодостаточным для взглядов внутри школьной группы.-2

Скорее рано, чем поздно одноуровневые ребята (в данном случае «мечущийся») изъявят желание войти в сферу влияния жертвы. Это надо всячески приветствовать и быть готовыми.

Единственное, что «в естественных условиях» мешает такому содружеству – это давление хищников, о чем мы говорили ранее. Только это приводит к распаду подобных микрогрупп (МГ). Учитываем это и действуем.

Как только «мечущийся» втянут в сферу влияния нашего ребенка, его сразу же надо приглашать в гости, звать на совместные выходы и экскурсии, кормить дома обедами, гулять вместе с ним (если это начальные классы), договорившись с его родителями и так далее. То есть делать всё, для того чтобы еще один несчастный ребенок почувствовал вкус жизни.

Но предыдущая схема будет таковой только для тех, кто смотрит на ситуацию изнутри класса. В реальности она будет выглядеть так:

Что мы имеем на промежуточном этапе? Мы сделали ребенка самодостаточным для взглядов внутри школьной группы.-3

Сформируется полноценная МГ, где овал с белым контуром, напоминаю, является ребенком «со стороны», не из класса. И вот тут надо подробнее погрузиться в то, что происходит внутри общего красного круга, внутри такой МГ. А для этого надо прочесть отрывок про… гомосексуальные пары гусей! Не пугайтесь, всё серьезно, интересно и необходимо. Слово Конраду Лоренцу (книга «Агрессия», выделено мной):

"У диких гусей, в том числе — это доказано — и у живущих на воле, бывают очень существенные отклонения от нормы брачного и социального поведения. Одно из них, очень частое, особенно интересно потому, что у гусей оно поразительным образом способствует, а не вредит сохранению вида, хотя у людей во многих культурах сурово осуждается; я имею в виду связь между двумя мужчинами. Ни во внешнем облике, ни в определении обоих полов у гусей нет резких, качественных различий. Единственный ритуал при образовании пары, — так называемый изгиб шеи, — который у разных полов существенно отличается, выполняется лишь в том случае, когда будущие партнёры не знают друг друга и потому несколько побаиваются. Если этот ритуал пропущен, то ничто не мешает гусаку адресовать своё предложение триумфального крика не самке, а другому самцу…"

Что мы имеем на промежуточном этапе? Мы сделали ребенка самодостаточным для взглядов внутри школьной группы.-4

"…Пока моё отделение Планковского Института физиологии поведения располагалось в Бульдерне, в Вестфалии, и нам приходилось держать всех наших водоплавающих птиц на одном, сравнительно небольшом пруду, — это случалось настолько часто, что мы долгое время ошибочно считали, будто нахождение разнополых партнёров происходит у серых гусей лишь методом проб и ошибок. Лишь много позже мы обнаружили функцию церемонии изгиба шеи, в подробности которой не станем здесь вдаваться.

Когда молодой гусак предлагает триумфальный крик другому самцу и тот соглашается, то каждый из них приобретает гораздо лучшего партнёра и товарища, — насколько это касается именно данной функциональной сферы, — чем мог бы найти в самке. Так как внутривидовая агрессия у гусаков гораздо сильнее, чем у гусынь, то и сильнее предрасположенность к триумфальному крику, и они вдохновляют друг друга на великие дела. Поскольку ни одна разнополая пара не в состоянии им противостоять, такая пара гусаков приобретает очень высокое, если не наивысшее положение в иерархии своей колонии".

Фрагмент фильма "Троя". Ахилл грозит учебным мечом Патроклу.
Фрагмент фильма "Троя". Ахилл грозит учебным мечом Патроклу.

«Гомосексуалист» — это и одетый в женское платье, подкрасившийся юноша в притоне, и герой греческих мифов; хотя первый из них в своём поведении приближается к противоположному полу, а второй — во всем, что касается его поступков, — настоящий супермен и отличается от нормального мужчины лишь выбором объектов своей половой активности. В эту категорию попадают и наши «гомосексуальные» гусаки. Им извращение более «простительно», чем Ахиллу и Патроклу, уже потому, что самцы и самки у гусей различаются меньше, чем у людей. Кроме того, они ведут себя гораздо более «по-людски», чем большинство людей гомосексуалистов, поскольку никогда не совокупляются и не производят заменяющих действий, либо делают это в крайне редких, исключительных случаях. Правда, по весне можно видеть, как они торжественно исполняют церемонию прелюдии к совокуплению: то красивое, грациозное погружение шеи в воду, которое видел у лебедей и прославил в стихах поэт Гёльдерлин. Когда после этого ритуала они намереваются перейти к копуляции, то — естественно — каждый пытается взобраться на другого, и ни один не думает распластаться на воде на манер самки. Дело, таким образом, заходит в тупик, и они бывают несколько рассержены друг на друга, однако оставляют свои попытки без особого возмущения или разочарования».

Что мы имеем на промежуточном этапе? Мы сделали ребенка самодостаточным для взглядов внутри школьной группы.-6

Еще раз, уже от себя, отмечу то, что данный отрывок почти полностью исключает сексуальную мотивацию, оставляя другую обоюдную заинтересованность, – в том, что выше описано как «наивысшее место в иерархии» и «великие дела» Возвращаю слово Лоренцу:

«Часто, хотя далеко не всегда, сексуальные побуждения таких гусаков, связанных друг с другом триумфальным криком, находят выход в другом направлении. Эти гусаки оказываются невероятно притягательны для одиноких самок, что вероятно объясняется их высоким иерархическим рангом, который они приобретают благодаря объединённой боевой мощи. Во всяком случае, рано или поздно находится гусыня, которая на небольшом расстоянии следует за двумя такими героями, но влюблена — как показывают детальные наблюдения и последующий ход событий — в одного из них. Поначалу такая девушка стоит или соответственно плавает рядышком, как бедный «третий лишний», когда гусаки предпринимают свои безуспешные попытки к соитию; но рано или поздно она изобретает хитрость — и в тот момент, когда её избранник пытается взобраться на партнёра, она быстренько втискивается между ними в позе готовности. При этом она всегда предлагает себя одному и тому же гусаку! Как правило, он взбирается на неё; однако тотчас же после этого — тоже как правило — поворачивается к своему другу и выполняет для него финальную церемонию:

«Но думал-то я при этом о тебе!» Часто второй гусак принимает участие в этой заключительной церемонии, по всем правилам…"

Что мы имеем на промежуточном этапе? Мы сделали ребенка самодостаточным для взглядов внутри школьной группы.-7

"…Для гусака такая половая связь может постепенно превратиться в «любимую привычку», а гусыня с самого начала была готова добавить свой голос к его триумфальному крику. С упрочением знакомства уменьшается дистанция, на которой следует гусыня за парой самцов; так что другой, который её не топчет, тоже все больше и больше привыкают к ней. Затем она очень постепенно, сначала робко, а потом со все возрастающей уверенностью начинает принимать участие в триумфальном крике обоих друзей, а они все больше и больше привыкают к её постоянному присутствию. Таким обходным путём, через долгое-долгое знакомство, самка из более или менее нежелательного довеска к одному из гусаков превращается в почти полноправного члена группы триумфального крика, а через очень долгое время — даже в совершенно полноправного…

…Самое замечательное в этом тройственном браке — а мы имели возможность наблюдать целый ряд таких случаев — состоит в его биологическом успехе: они постоянно держатся на самой вершине иерархии в своей колонии, всегда сохраняют свой гнездовой участок и из года в год выращивают достаточно многочисленное потомство. Таким образом, «гомосексуальные» узы триумфального крика двух гусаков никак нельзя считать чем-то патологическим, тем более что они встречаются и у гусей, живущих на свободе…"

Ну и как, читатель? Ничего не напоминает? Это очень похоже на наш случай с пока еще жертвой травли, «мечущимся» одноклассником, который входит в её сферу влияния и ребенком «со стороны», который уже находится в ней.

Мы исключаем вовсе сексуальный контекст и разность полов, поскольку имеем детей. Конечно, академические ученые, коли до таких дойдет данная статья, могут возразить, что действие механизмов из животного мира на людей окончательно не доказано. Да, это так. Но, во-первых, это то, что считают очевидным многие исследователи. Тот же Лоренц, например, делал определенные выводы относительно общества людей, отталкиваясь от своих изысканий из мира животных. Уже упоминаемая нами Лидия Денворт – весьма авторитетный научный журналист, – опираясь на многих ученых рассуждает о дружбе (и не только) между людьми, проводя прямые параллели с животным миром.

В качестве «самца-гуся» у нас выступает «мечущийся» одноклассник несмотря на то, что он входит в МГ после ребенка «со стороны». Потому что именно тандем с ним будет повышать пару в иерархии класса. Ребенка «со стороны» можно представить на месте «гусыни». Вот только между двумя нашими «гусями» отношения только-только налаживаются, в отличие от ситуации Лоренца. А «гусыня» с нашим «гусем» знакомы уже приличное время и связь между ними крепкая.

Первая проблема, которая скорее всего возникнет в МГ это взаимная неприязнь между ведомыми членами и борьба за внимание лидера.

Что мы имеем на промежуточном этапе? Мы сделали ребенка самодостаточным для взглядов внутри школьной группы.-9

На данной схеме изображено идеальное для жертвы состояние МГ. Когда взаимная неприязнь двоих ее членов не позволяет им сблизиться и единственное, что их объединяет пока – лидер, наше ребенок-жертва травли. По прошествии времени, ровно точно так же, как описывает Лоренц, рассказывая о гусях, они привыкнут друг к другу и отношения между ними сильно потеплеют.

Если вдруг произойдет их резкое сближение, это приведет к тому, что наш лидер потеряет свою позицию, уступив совместному влиянию членов группы:

Что мы имеем на промежуточном этапе? Мы сделали ребенка самодостаточным для взглядов внутри школьной группы.-10

При этом потеря лидерства и появление нового вожака это только один из вариантов. Кроме него возможен и наиболее вероятен полный распад МГ, потому что изначально она держалась на предоставленной нашему ребенку родителями самодостаточности и во многом родительскому авторитету. Поэтому сближения двух данных детей допустить нельзя.

Происходит оно всегда только из-за того, что сам лидер (наш ребенок) начинает тяготеть к одному из двоих детей более, чем ко второму.

В этом случае между этими двумя начинается борьба за лидерство. Наш теряет самодостаточность, а «дворовый» (в данном случае) ее приобретает. Третий ребенок понимает, что изначально ошибся с определением лидера и начинает налаживать контакт с «дворовым» ребенком, входя в его зону влияния:

Что мы имеем на промежуточном этапе? Мы сделали ребенка самодостаточным для взглядов внутри школьной группы.-11

Как вы понимаете, данный процесс приведет к сдаче тех позиций, которые мы успели нарастить внутри класса.

Поэтому необходима полная осведомленность о том, что происходит между тремя детьми. Необходим постоянный контроль над этим в виде советов, объяснений о том, что сближение с одним другом будет болезненно для другого и что необходимо быть справедливым. Объясняйте ребенку, что если он поступит несправедливо, то выступит в качестве тех мерзавцев, которые травят его самого в классе.

Итак, исходим из того, что удалось выдержать баланс и состояние идеально, в конце концов, это не сложная задача:

Что мы имеем на промежуточном этапе? Мы сделали ребенка самодостаточным для взглядов внутри школьной группы.-12

Теперь перед нами еще одна тактическая задача, которую необходимо выполнить.

Дело в том, что друг из класса присоединился к МГ, ища безопасность и здоровое общение. Общение ему уже обеспечено, а с безопасностью проблемы. Как вы помните, шансы «выхватить» от хищника повысились. Так вот, если вдруг хищник начинает давить на нашего ребенка, на жертву, то она не должна ожидать помощи от нового друга, который, конечно, в этот момент дистанцируется. Нужно объяснять нашему ребенку-жертве, что это было не предательство, что это просто слабость. И что это очень скоро изменится.

С другой стороны, если вдруг, по каким-то причинам, хищники начнут давить не на жертву, а на ее нового друга-одноклассника, то ему необходимо оказать помощь. Возможно, это не удастся сделать напрямую сразу (хотя к этому необходимо готовить, настраивая ребенка на оказание помощи другу; это, в том числе, поможет ему почувствовать уверенность). Но тогда нужно сразу же поддержать ребенка, показать ему, что жертва-травли (наш ребенок) не будет от него отворачиваться опасаясь привлечь гнев хищников к себе. Ну, а когда удастся организовать результативную попытку защиты в таком случае, это станет полноценным успехом по двух причинам.

Во-первых, это будет началом создания полноценного тандема, который скоро приподнимет пару в иерархии класса. Дети начнут понимать, что вдвоем им легче противостоять хищникам. Основы, на которых выросло их единство прочнее чем те, которые объединяют свиту вокруг хищника. И тут и там объединение на основе потребности в безопасности. Но тут оно окрашено позитивными эмоциями (надеждой на лучшее, совместным приятным времяпрепровождением и т.д.), а там – негативными (надежды на лучшее нет, потому как давление лидера всегда будет одинаковым, совместное времяпрепровождение всегда окрашено ожиданием легких нападок лидера, подтверждающего свое положение).

Во-вторых, это то, что я не стал рассматривать в восьмом пункте – ответственность. Дело в том, что за кого-то третьего легче заступиться, чем за себя самого. А кроме того, напоминаю то, что обсуждалось ранее:

«Вы должны «передвинуть» ту черту, за которой безответность мучает унижением. Уверяйте его в том, что он обязательно даст сдачи, если его начнут бить, если начнут бить девочку/слабого/издеваться над собачкой. У него, конечно же хватит смелости и всё получится. Это важно сделать. Так, вы ненавязчиво вооружите его личность «костылем», начнете вытаскивать его из омута самопрезрения. Потому что человек не способный выполнять неформальные требования общества, не соответствующий его нормам в любом случае в этот омут угождает».

Так вот, ребенок подготовлен, почувствовал почву под ногами благодаря всем нашим действиям, у него появился друг, которого легче защитить, чем себя. Самое время реально передвинуть эту «черту». Даже если попытка оказать помощь не увенчается полным успехом, она сама по себе придаст огромные силы жертве. Именно с этого момента она начнет бороться и, поэтому, перестанет быть жертвой. О чем вы и должны будете объяснить ребенку, выслушав его рассказ.

Все, что происходит далее просто и понятно. Вы, при необходимости, постепенно, наращиваете отпор хищникам. Со временем, отношения внутри МГ укрепляются и наш ребенок начинает получать некоторую поддержку от своего друга-одноклассника. При этом мы продолжаем сохранять баланс между ним и ребенком не из класса. Потому что именно в этот момент баланс может нарушиться, а симпатии нашего ребенка сдвинутся в сторону того, кто помогает в борьбе. Это недопустимо. Они вдвоем должны делиться результатами борьбы с третьим другом.

Что мы имеем на промежуточном этапе? Мы сделали ребенка самодостаточным для взглядов внутри школьной группы.-13

Далее необходимо втягивать в расширившуюся сферу влияния МГ новых и новых детей. При каждом случае, но ненавязчиво, приглашать их на совместные мероприятия. При этом максимально избегая не только ссор с другими МГ (из желтой зоны), но и не принимать чью-либо сторону в их борьбе. Обо всем этом должен заботиться родитель, контролируя процесс и постоянно беседуя с ребенком.

В ходе процесса вы все чаще будете наблюдать своего ребенка среди других детей. Их количество будет расти и ребенку понадобятся новые советы. И это тоже надо выполнять постоянно.

В результате будет решена поставленная когда-то стратегическая цель: ребенок создаст МГ в желтой зоне. Это полностью исключит травлю. Отбиваться придется лишь эпизодически и будет это значительно легче, чем ранее.

На этом мы закончили рассмотрение одной из четырех перечисленных тут ситуаций. Дело за следующей, но там всё будет уже проще, ибо многое рассмотрено ранее.

Первая часть, вторая часть, третья часть, четвертая часть, пятая часть, шестая часть, седьмая часть, восьмая часть, девятая часть, Вы только что прочли десятую часть.

Все вместе находится тут.