В советское время, как и сейчас, ограничений для поступления в высшее учебное заведение не было. Большинство студентов это, как правило, вчерашние школьники. Даже в военные училища поступали тоже сразу после окончания школы.
В МВД СССР была немного другая система отбора абитуриентов.
Во-первых, где-то до 1981 года, например, в Московскую высшую школу милиции (МВШМ), главное здание которой находится на прежнем месте в Москве, на улице Волгина, можно было поступать на следующих условиях.
1. Кандидат должен был отслужить в Советской Армии.
2. Кандидат должен был отработать в органах внутренних дел на должности милиционера не менее года.
В 1982 году требования смягчили. Отменили обязательный ценз – служба в милиции. Но служба в СА, как обязательный критерий остался.
Набор шел только через управления органов внутренних дел Москвы и Московской области, т.к. Школа своего общежития не имела и людей из других регионов в слушатели не зачисляли.
Но во время моей учебы, ребята с гражданки составляли не более 10-25 % от курса.
Вступительные экзамены принимали приглашенные преподаватели. Экзамены не отличались от экзаменов в другие вузы. Разве что, проверялась физическая подготовка.
Среди ребят моего курса «генеральских сынков» не было. Наверное, тогда Московская ВШМ к числу престижных учебных заведений не относилась.
К сведению, средний возраст слушателей первого курса милицейских вузов был 22-24 года. Выпускного, четвертого курса – 26-28 лет. Представляете? Это уже достаточно зрелые личности.
Обучение было очное. Милицейский стаж не прерывался.
Рабочий день слушателей в стенах Школы, в отличии от гражданских студентов, длился с 9 до 17. Не редко курсы в полном составе отправлялись на усиление отделений милиции в качестве постовых или размещались в зданиях МВД СССР как резерв Министра.
Теперь почему учились не пять, а четыре года.
Во-первых, наверное, потому что, те, кто создавал систему высшего обучения в МВД, подражали военным училищам.
Во-вторых, не стоит забывать, что в отличие от студентов юридических вузов, слушатели высших школ милиции уже имели за плечами минимум полтора года милицейской службы, где были свои центры для обучения рядовых милиционеров. Они реально имели хорошее представление об основах законодательства и административной практике, о работе правоохранительной системы в целом.
И немного о качестве образования на примере межвузовских олимпиад.
Между московскими вузами, имеющими юридические факультеты, постоянно проходили Олимпиады. Высшая школа милиции, во всяком случае, когда там учился я и входил в состав команды, всегда занимала первое место.
Второе место с большим отрывом от нас по оценкам, как правило, занимал юрфак МГУ (будущие адвокаты и прокурорские работники). Последнее место доставалось курсантам Военного института Министерства обороны, выпускники которого распределялись в военную прокуратуру и расследовали уголовные дела о промотании портянок (так шутили наши преподаватели).
Понятно, что на качество усвоения знаний влияла мотивация. Слушатели МВШМ были взрослыми людьми, многие имели семьи и детей. Они понимали, для чего они учатся и кем будут.
Были, конечно и двоечники, но отчислялись единицы.
С третьего курса начиналась специализация на следователей и оперативников. Реальная практика на должностях офицерского состава шла на третьем и четвертых курсах. Причем на четвертом курсе стажировка на должностях шла три месяца.
Но эта Высшая школа, которую я описал, уже в прошлом. Сейчас она мало чем отличается от обычного юридического вуза, куда абитуриенты приходят со школьной скамьи.
Если готовы поддержать автора дайте знак, кликнув по лайку