В Сербии, неподалеку от границы с Боснией и Герцеговиной, в горах, есть станция Голубичи. Она расположена на узкоколейной (760 мм) железной дороге «Шарганская восьмерка». Станцию Голубичи режиссер Эмир Кустурица построил специально для съемок фильма «Жизнь как чудо».
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520.today.
Станция и железнодорожный автомобиль
Здесь – на склоне горы – поезда раньше не останавливались. Пассажирам здесь делать нечего. Но место это столь живописно, что, когда Кустурица увидел его, то решил снимать фильм именно тут. Кустурица построил станцию Голубичи и «поселил» на ней главных героев фильма. С тех пор все туристические поезда делают здесь остановку.
В целом, здесь мало, что изменилось со времен съемок фильма. Внешне станция кажется сильно обветшавшей, но ведь и у Кустурицы она не блещет. Кажется, ее такой и построили.
Эта железная дорога была частью разветвленной сети югославских узкоколеек. Сегодня она ведет из Сербии в Боснию и Герцеговину. Границу поезд пересекает в тоннеле.
По сюжету фильма станция находится в Боснии, а на самом деле – в Сербии.
Центральный экспонат станции – автомобиль, на котором герои фильма катаются по узкоколейке. Автомобиль не простой. С помощью выдвижного механизма с опорной платформой его можно развернуть относительно пути на 180 градусов!
Поворотный механизм правда есть.
Машина стоит под навесом и кажется, что она в ужасном состоянии. Никто здесь ничего не охраняет.
Правда, в последних кадрах фильма машина по сценарию уже была сильно потрепана. Когда герой опирается на заднюю дверь, она просто-напросто вываливается.
Мои друзья, которые были здесь в январе 2019 года, показали мне свои фотографии. Тогда было снежно. Машина с тех пор особо не изменилась.
Голубичам к лицу снег!
Не очень понятно, работает ли здесь паровозная колонка. Но движение паровозов здесь есть. Правда, только летом.
В фильме есть кадры, как главный герой уезжает со станции на дрезине.
Кажется, это где-то здесь.
Все тоннели на железной дороге пронумерованы. Это видно и в фильме…
…и в жизни.
Поезда и реквизит
Подвижной состав на дороге сейчас работает тот же, что снял Кустурица. Это и румынские тепловозы…
…и те самые вагоны из фильма.
Внутреннее убранство станции не сохранилось. Убрали и декорации.
На фотографиях 2019 года декорации еще были внутри здания. Вот, например, логотип железной дороги из фильма.
Его показывали в эпизоде, посвященном митингу к открытию железной дороги.
Сейчас мы ее нашли в поселке Мокра Гора на импровизированной уличной выставке возле одного из гостевых домов.
А вот куда делись вагончики с того же митинга – не знаю.
В 2019 году вагоны и бюст были еще на станции.
Вот этот бюст в фильме.
Предполагаю, что реквизит жив. В поселке Мокра гора, где находится центральная станция железной дороги Шарганская осьмица, все пропитано железнодорожным духом. Например, в домике, где мы остановились, было много железнодорожных атрибутов. Домов таких точно больше одного.
Трудное кино
В поселке Мокра гора есть небольшой (около 2 км) участок еще одной узкоколейки – бывшей лесовозной (600 мм). Ее поддерживают энтузиасты, которые сделали здесь небольшой музей. Эта узкоколейка тоже «засветилась» у Кустурицы.
Если честно, мне не нравится фильм «Жизнь как чудо». Я смог посмотреть его с третьего раза. Он трудный (особенно сейчас), потому что про войну.
К тому же фильм длинный (2,5 часа). В сюжет я «втянулся» только минут за 40 до окончания. Тем не менее, это один из самых железнодорожных фильмов, которые видел. И, думаю, не так много фильмов в истории кинематографа, для съемок которых режиссеры строили бы свою станцию.