Приступить к ликвидации. СССР, 1983/1984. Режиссер Борис Григорьев. Сценарист Эдуард Хруцкий (по мотивам собственного романа «Четвертый эшелон»). Актеры: Олег Стриженов, Михаил Жигалов, Василий Лановой, Валерий Войтюк, Георгий Юматов, Александр Филиппенко и др. 23,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
...Посланные в логово врагов разведчики в самом начале операции оказываются раскрытыми... Да тут еще один из главных героев тоже гибнет задолго до финала!
Неожиданный поворот событий для фильма, снятого в строго подцензурном 1983 году!
Впрочем, в целом в картине Б. Григорьева привычных трактовок больше, чем неожиданных. Актеры играют вполне пристойно. Но в целом фильм так и остался в тисках идеологических стереотипов той поры...
Александр Федоров
Присутствие. Россия, 1992. Режиссер Андрей Добровольский. Сценарист Юрий Арабов. Актеры: Алексей Петренко, Александра Буторина, Александр Адабашьян, Ольга Антонова, Лидия Савченко, Вадим Гемс и др.
Снятая по сценарию Юрия Арабова, притча «Присутствие» по режиссерской манере напоминает дайджест из фильмов Тарковского. Александр Добровольский в тягуче-медленном темпе разворачивает на экране историю некого одинокого водолаза (Алексей Петренко). В его неуютном жилище появляется девочка лет 12-ти, которая знает о его прошлом и о его душе даже то, о чем он сам постарался забыть. В фильме звучит тема Зоны и экологической катастрофы, нравственной ответственности человека перед своей совестью...
Замечательный актер А. Петренко природным обаянием и талантом во многих эпизодах, что называется, «держит фильм». Он и он не всесилен. Неизобретательное эпигонство режиссуры, изначальная вторичность замысла не дают шансов на создание значительного образа.
«Присутствие» — типичный антизрительский фильм эпохи 1990-х, пытающийся ложной многозначительностью придать «элитарное» звучание незамысловатой фабуле...
Александр Федоров