Когда мы пришли в столовую, народу там уже было мало. Большинство уже вышли на маршрут. Ужасно болело горло и был забит нос. Есть совсем не хотелось, состояние можно было описать, как «Совсем разбит, да еще и замерз», но нужно было что-то заточить, чтоб были силы. Я смог немного съесть пирога с яблоками и выпить чай с лимоном и имбирем.
Надев теплые штаны, закинув три сникерса в карман и налив воды в баклажку, в 5:45, включив фонарики, мы вышли на штурм.
Обогнали сильно вздыхающую от каждого шага китаянку, которая поднималась к месту, где ее должны посадить на лошадь. Но она и на лошади не смогла. Ей было очень плохо и ее спустили вниз. Это та, что вчера сильно мерзла в трех куртках в high camp.
По дороге обогнали часть китайской группы, которые замерзли, и гид им отогревал руки. Они так же не дошли до перевала. Пошли обратно. Да-да «Улитки» смогли кого-то обогнать.
Холодно, идем медленно. Постоянно смотрю за пульсом, чтоб не превышал135 ударов. Как же хорошо, что мы были на Тиличо. Тот выход сейчас очень помогает. Высота уже привычная. Начинает светать. Очень красиво. Идем в окружении гор. Вот он ледник с пика Торонг Ла совсем близко. Он огромный.
Высота 5300. Начинает чуть плыть сознание, если ускоряешься и уходишь за пульс 140.
Последние метры подъема сложные и хочется поскорее дойти, но сдерживаю себя и иду медленно. Пока поднимались заточили две шоколадки. Просто грызли куски замерзшего «асфальта», но без них было бы сложно. Глюкоза и энергия очень тут нужны. Попить не смогли, баклажка замерзла. Поели снег.
3 часа и 45 минут, и мы на перевале. Это неописуемое счастье. Мы ликовали. Сделали шестнадцать тысяч фото, поздравили всех, кого можно. Передали приветы. Короче, как звезды на вручении Оскара. Это было безграничное счастье. Да, мы смогли это сделать! Откуда-то появились силы. И сознание уже не плыло. Готовы были бегать и прыгать.
Пробыв минут тридцать на перевале и съев последний сникерс, а еще печеньки, а еще леденцы от кашля мы стали спускаться вниз.
Каман (портер) дал Ире кошки на ботинки.
Идти было очень скользко. Шли медленно. Аккуратно выбирая место, куда можно наступить, чтоб не поскользнуться. Спустившись на 100 метров вниз дико заболела голова и у меня, и у Иры. Просто нереально сильно. К 5000 метрам головы болели так, что сил не было даже думать о том, куда там нужно наступить. Чуть ли не тошнило от боли. Тут я понял, что подняться на гору это пол дела. Вот так на спусках с вершин альпинисты и погибают. Просто останавливаются, садятся отдохнуть, засыпают и замерзают. Или просто без сил останавливаются и не могут дальше идти.
Но у нас была не гора, а трекинг, хотя сил спускаться это не прибавляло. Но надо было идти. Никакие обезболивающие не помогали. Ужасное состояние. Как будто твоя голова пытается разорваться изнутри. Но несмотря на все сложности нужно было идти. Нужно было прилагать усилия и мобилизовать все ресурсы организма. Через «немагу», через заеб…л этот трекинг. Необходимо было добраться до места привала.
На высоте 4000 было несколько кафе и это было спасением. Здесь все останавливались после спуска. «Улитки» тоже хотели еды и отдыха. Поев спагетти и суп, выпив яблочного фреша и отдохнув часок головная боль стала отпускать. Отсюда мы видели уже Мухтинатх, хотя до него еще 2 часа пути и крутой спуск на 3800.
После обеда мы сказали нашему портеру, чтобы он шел вперед, так как он тоже устал, и еще рюкзаки тащил наши. Он от радости аж побежал, а мы поплелись медленно вниз.
Мое колено на спуске просто не давало наступать полностью на ногу. Оно кричало мне: «Остановись идиот». Было очень тяжело идти. Я опирался на альпенштоки. Без них вообще бы спускался сутки, наверное. Боль была дикая. Голова, колено… короче, денек выдался отличным. Я уже не помню, какой по счету нурофен проглатывал.
К 15:00 мы разбитые все-таки спустились в Мухтинатх. И нашли в себе силы посетить один из местных храмов. Ведь Мухтинатх - это город храмов. Каман нас уже встречал на тропе и вместе с нами прогулялся по храму.
Прикольно, но «вау» эффекта от посещения святыни мы не испытали.
На выходе встретили французов, с кем последние 4 дня постоянно пересекались на треке. Они с улыбкой сказали: «О-о-о улитки только дошли», только на английском. Мы поржали с ними и пошли в сторону центра, а они шли в храм на экскурсию.
Город большой есть и рестораны, и магазины. И тут уже не лаунжи в виде пещеры, а настоящие отели. Правда, больше похожие на придорожные мотели, но все же это уже была заявка на сервис.
Часам к 16:00 мы пришли в наш номер и, о счастье, - тут был горячий душ, туалет и, внимание! Кровать с простыней с подогревом. Да-да с подогревом! Был даже телевизор с плоским экраном! О боги, какое это было счастье зайти в такой номер.
Я долго обливался… именно обливался из ведерка горячей водой. Лейки душевой не было. Нужно было кипятка налить в ведро, и потом ковшиком поливать на себя, смешивая с холодной водой. Но какой же это был кайф.
Поужинали и выпили пива с Каманом. Это был второй раз на треке, когда я просто не мог отказать себе в пиве. Такую-то победу нужно было отметить.
Спали в спальниках и в шапках, но уже было довольно тепло. В номере ночью было +11 и это казалось почти тропиками. Прям лухари условия.
Будильник завели уже на 7:00, потому что торопиться было некуда. На следующий день нас ждал не настолько сложный переход, да и хотелось отдохнуть и попробовать выспаться. Предстоял заключительный день трекинга, после которого мы улетали в Покхару. Но заключительный - не значит скучный, ведь маршрут пролегал по красивому ущелью с видом на еще один восьмитысячник.
#skydiverunepal #nepal #непал #трекинг #аннапурна #путешествия#travel #отпуск #гималаи #горы #высота