Добрый день, мои друзья, читатели и подписчики! Сегодня я кратко расскажу об основных событиях, произошедших 5 марта 1942 года, в двести пятьдесят седьмой день Великой Отечественной войны. О событиях, произошедших накануне, можно почитать, перейдя на мою статью Вторая Мировая: день за днём. 4 марта 1942 года. Пятьдесят шестой день Великой Отечественной войны.
Продолжим!
На московском направлении (хронология здесь) командование советских войск понимая тяжелейшее положение ГА "Центр" со снабжением, особенно её ржевской группировки, предприняло попытку нанесения неожиданного удара в направлении Ельни, при возможном взятии которой значительная часть немецких войск могла оказаться отрезана от единственной артерии снабжения.
Однако ценой максимального напряжения сил, Вермахту удалось Ельню удержать.
Командиром 125-й авиадивизии ПВО назначен полковник Н. С. Торопчин.
На Харьковском направлении (хронология здесь) звание генерала артиллерии получил М. де Ангелис.
В Крыму (хронология здесь) немецкое командование отдало приказ о начале переброски двух сверхтяжёлых артиллерийских мортир типа "Карл" под осаждённый Севастополь.
"Карлы" были весьма внушительных размеров: длина превышала одиннадцать метров, высота почти пять метров. Такая махина стреляла боеприпасом диаметра 600 миллиметров, весившим около двух тонн и летевшим на расстояние в четыре километра. В 1943-м году калибр и вес боеприпаса снизили, но увеличили дальность стрельбы до десяти километров.
Поскольку эти орудия строились штучными экземплярами, каждая такая мортира получила собственное имя, связанное с мифическими божествами. В 1941-м году для нужд Вермахта были переданы "Адам", "Ева", "Один", "Тор", "Локи" и "Циу". Ещё одна машина "Фенрир" была сдана в 1942-м году и использовалась исключительно для испытательных целей.
Непосредственно первое боевое применение "Карлов" состоялось в первый день Великой Отечественной войны, когда мортиры "Один" и "Тор" открыли огонь по Брестской крепости. Через несколько часов начал работать "Адам" по советским оборонительным сооружениям в районе города Перемышля. Ещё одна задействованная машина "Ева" до огневой позиции не смогла добраться из-за механической поломки.
Результатами первого применения таких махин стали: мортиры оказались крайне громоздкими, они требовали большого количества обслуживающего персонала, сопутствующей техники, сами могли подвергнуться серьёзной поломке, ремонт которой был возможен только после эвакуации в глубокий тыл и конечно очень большая дороговизна в обслуживании. Из-за гигантских размеров, очень низкой скорости хода и минимальной проходимости такие машины имели возможность вести огонь только с заранее подготовленных позиций и подъездных путей. Применение их в условиях маневровой войны на фронте было невозможным. Однако после первых стрельб по реальным целям итоги работы "Карлов" были признаны вполне эффективными.
Далее "Тор" и "Один" участвовали в штурме Севастополя, нанося удары по батареям береговой обороны. Именно из-за них немецкая пехота несла ощутимые потери. После завершения боёв обе машины отправились в Германию на ремонт. Из-за своих крайне ограниченных возможностей данные мортиры не применялись в боях в Сталинграде.
В следующий раз "Карл" открыл огонь лишь в 1944-м году. Тогда для подавления Варшавского восстания была применена "Циу".
С концом Третьего Рейха закончилась история и этих железных монстров. Ещё летом 1944-го "Тор" была выведена из строя ударом авиации союзников, "Ева", "Один" и "Локи" были взорваны самими немцами, "Фенрир" попал в руки союзников, но не имея никакой пользы с точки зрения военных секретов и технологий был отправлен в металлолом. "Циу" в боеспособном состоянии была захвачена советскими войсками и до сих пор находится в военном музее в Кубинке.
Однако примечателен тот факт, что когда проводились реставрационные работы по лакокрасочному покрытию, вскрыли вторую надпись на мортире "Адам", хотя на самом деле это "Циу". Почему на одной машине было два названия так и осталось загадкой, а судьба настоящего "Адама" неизвестна до сих пор.
В СССР вышел приказ по эксплуатации современных истребителей Як-1 и ЛаГГ-3.
В нём писалось, что в войсках бытует ошибочное мнение о том, что современные советские самолёты имеют слишком малую дальность полётов, из-за чего их эффективность мала и они относительно слабо помогают сухопутным соединениям.
В связи с чем приказано:
- незамедлительно начать строительство аэродромов на расстоянии 20-50 километров от передовой. На данный момент эксплуатирующиеся взлётные полосы находятся в 100 км и лётчикам, перед тем, как вступить в воздушный бой требуется преодолеть немалое расстояние, сжигая большое количество топлива. Ликвидировав лишний километраж советский истребитель сможет значительно дольше выполнять в воздухе боевые задачи. Ответственные: члены военсоветов фронтов.
- обговорить с лётчиками тему нецелесообразности эксплуатации самолётов на максимальной скорости и со значительным перерасходом топлива без надобности и без вступления в бой. Ответственные: командующие ВВС армий и командиры истребительных полков.
- командующий ВВС отвечает за организацию контроля за выполнением данного приказа.
На фото истребители ЛаГГ-3.
Руководство СССР утвердило постановление, по которому машино-тракторные станции на освобождённых территориях начали мероприятия по подготовке к весеннему севу. В эту программу вошли полностью или частично освобожденные Московская, Ленинградская, Калининская (Тверская), Курская, Орловская и Тульская области.
Помимо этого на восстановление инфраструктуры - в первую очередь жилых и производственных зданий и построек выделялось около ста миллионов советских рублей.
Несмотря на военное время и опасность возобновления наступления противника на этих направлениях срывать весеннюю посевную кампанию было никак нельзя. С учетом большой площади временно утраченных плодородных земель в западной части СССР, нерациональное использование или неиспользование площадей в центральной России могло привести к последующему голоду.
Органами НКВД приговорены к высшей мере наказания и расстреляны четыре близких родственника первой жены И. В. Сталина Екатерины Сванидзе.
Опубликована очередная сводка Совинформбюро.
Утреннее сообщение:
В течение ночи на 5 марта наши войска продолжали вести активные боевые действия против немецко-фашистских войск.
Пленный унтер-офицер 9 роты 164 полка 62 немецкой пехотной дивизии Георг Дранке рассказал: «Огромные потери немецких войск приводят солдат в ужас. В нашем 3 батальоне, насчитывавшем около 1.000 человек, сейчас едва ли наберётся две сотни солдат. В 12 роте осталось всего-навсего 18 человек. В последних боях были разгромлены и уничтожены остатки нашего полка».
Во вражеском окопе найдено письмо немецкого солдата Ганса. В нём он писал своим родным: «Я нахожусь в районе, где сейчас идут большие бои. Все мои товарищи погибли. Среди них Конрад Пфау и Шамбергер. Я ношу валенки, снятые с ног одной русской, которую я расстрелял недавно. Завтра мы ожидаем атаки русских на наши позиции. Мы определенно погибнем. Нам некуда отступать: всюду русские».
Все больницы Дортмунда (Германия) переполнены больными сыпным тифом. Ежедневно от сыпняка умирают десятки людей. В городе закрыты театры, кино, школы. На въезд в Дортмунд требуется особое разрешение германских властей.
Вечернее сообщение:
В течение 5 марта наши войска вели наступательные бои против немецко-фашистских войск. Противник на отдельных участках фронта пытался контратаками приостановить продвижение наших частей, но, потерпев большой урон в людях и технике, отошёл на запад. Наши войска заняли несколько населённых пунктов и в числе их г. Юхнов (Смоленская область).
За 4 марта сбито в воздушных боях и уничтожено па аэродромах 43 немецких самолёта. Наши потери - 13 самолётов.
За 5 марта под Москвой сбито 4 немецких самолёта.
У немецкого обер-ефрейтора Вальтера Эйкерта найдено письмо к сестре Марте Зигер. Эйкерт пишет: «Русские доставляют нам много хлопот. Их самолёты действуют у нас в тылу, партизаны нападают на наши обозы, закладывают мины на дорогах. Мы никогда не могли себе представить, что у нас будет так много убитых и что наша рота уменьшится до такой степени. Русские всё время нападают на нас. Ночь - их излюбленное время для атак. Они подкрадываются к нашим позициям, налетают на деревни и врываются с гранатами в дома. Мы были вынуждены оставить много деревень, так как не могли устоять против многочисленных атак русских. Мы слишком слабы».
Пленный унтер-офицер 4 роты 92 мотополка 60 немецкой мотодивизии Иозеф Шрайбер рассказал: «17 февраля я с обозом прибыл на командный пункт батальона. Здесь же находилась и 4 пулемётная рота. На другой день к нам прорвались русские танки и пехотинцы. Пулемётная рота, насчитывавшая около 100 солдат, почти полностью уничтожена. В бою были убиты командир батальона капитан Шенберг, батальонный врач, фельдфебель Нодель и другие. Из 9 офицеров в батальоне осталось 5».
(Написаны основные тезисы сводки. Материал взят с сайта. Ссылка: https://rus.team/events/svodka-sovinformbyuro-za-5-marta-1942-goda).
А у меня пока всё! Следующую статью о 6-м марта 1942-го года можно почитать, перейдя по ссылке: Вторая Мировая: день за днём. 6 марта 1942 года. Двести пятьдесят восьмой день Великой Отечественной войны.
Очень жду от Вас оценки качества этой и предыдущих статей! Ну и конечно подписывайтесь, кому понравился мой проект. В будущем опубликую ещё очень много материалов про Вторую Мировую и Великую Отечественную войны.