Найти в Дзене
Истории PRO жизнь

Я, муж и... его бабушка

Чаще всего невестка закипает, когда свекровь дает ей непрошенные советы по хозяйству. Но как быть, если в доме командует бабушка? Не будешь же с пожилым человеком ссориться...

Я никогда не понимала, как муж с женой могут жить у родственников. Казалось, это жутко неудобно и приводит к ссорам. Но, как говорится, загадывать нельзя.

Раздумывая, выходить ли за Диму замуж, я уже знала, что мне придется переехать к его бабушке. У меня своей квартиры в городе не было, у будущего супруга тоже. Так сложилось, что родители моего жениха погибли, когда ему было десять. С тех пор мальчика воспитывали бабушка с дедушкой, а потом деда не стало. Дима остался с бабулей, у которой труднопроизносимое имя Ираида Станиславовна. Я в нем спотыкалась чуть ли не на каждой букве.

Поначалу я думала, что бабушка в наши семейные дела не полезет. Но это я еще плохо знала Ираиду Станиславовну! В буквальном смысле воспитав внука, женщина считала, что главной в его жизни должна быть она. При этом ко мне относилась хорошо, ласково называя внученькой или по имени - Катенькой.

Почти сразу я оказалась на вторых ролях, а хозяйкой стала Ираида Станиславовна. Она готовила, убирала, гладила вещи. Меня к плите не подпускала. Было обидно... Даже когда Дима приходил с работы, та первой бежала в коридор, чтобы чмокнуть его в щеку. А я стояла у бабули за спиной и хмуро поглядывала на мужа.

Несколько лет я жила с постоянным желанием высказать все, что я думаю об Ираиде Станиславовне. Но у меня просто язык не поворачивался предъявлять претензии. Бабушка, несмотря на свои замашки, делала мне подарки, готовила мои любимые блюда, хвалила. Фраза «Я не чувствую себя в этом доме хозяйкой» прозвучала бы неуместно. В конце концов, эта квартира моей и не была.

И вот однажды я решила: хватит! Собралась поговорить с Димой о том, чтобы, наконец, начать снимать жилье. А дальше события развивались по сценарию «только со мной могло такое произойти». Когда я набрала номер супруга, чтобы обсудить этот вопрос, он дрожащим голосом объяснил: бабушка в больнице с инсультом. Какие уж тут нравоучительные беседы?

Ираида Станиславовна в палате казалась такой бледной... Сморщенная, сухонькая, дряхлая - и как я могла на нее обижаться? «Не знаю, выживу ли, поднимусь ли... - сказала она. - Ты уж прости меня, я не давала тебе главной быть. Все боялась, что про меня забудут». От ее признания у меня защипало в носу.

Полностью после инсульта бабушка не восстановилась. У нее плохо функционировала правая рука, были проблемы с речью. Часть домашних забот свалилась на меня. Теперь Ираида Станиславовна, например, не готовила, а подсказывала, сколько сахара положить, с какой интенсивностью тесто замешивать. Я улыбалась и не перечила - знала, что ей приятно. На удивление мы быстро сдружились. Мои подруги удивлялись: «Как так? Ты же не любила ее!» Я и сама не знала, что произошло.

Мы с Димой меньше времени стали проводить вместе. Он пропадал на работе, а я ухаживала за Ираидой Станиславовной. Бабуля мне рассказывала о своей молодости, вместе мы пили чаи на кухне. А когда Дима поздно возвращался домой, та сурово на него смотрела, как бы говоря: «И чего ты задержался?»

Как-то раз муж намекнул мне, что стоит отправить Ираиду Станиславовну в дом престарелых. Я даже не сразу поверила в то, что он говорил. «Да как ты можешь?!» - возмутилась я. Дима заверил, что заведение будет хорошим, а уход - полноценным. Я отказалась. Сказать по правде, просто уже привыкла жить втроем. Бабушка стала тихой и спокойной, совсем нам не мешала. Да и поступить с ней так я не могла.

После этого наш брак стал трещать по швам. Муж ходил вечно раздраженный, дома бывал редко, в гости к друзьям не звал. А главное, перестал говорить о детях, которых мы раньше планировали. «Это, наверное, из-за меня Димка такой хмурый?» - предположила как-то Ираида Станиславовна, но я ее успокоила: не хотелось расстраивать пожилого человека.

В один из вечеров она попросила меня купить что-нибудь вкусненькое. Я быстро собралась в магазин. Меня не было около получаса, а когда я вернулась, бабушка уже не дышала. Я поняла это по ее застывшей позе в кресле и по выпавшей из рук книжке. Тут же позвонила мужу, сообщила ему новость, а в ответ услышала: «Да... Ну что ж, похороним. Потом в квартире надо будет ремонт сделать».

Дима не был на похоронах: на этот день выпала командировка, отменять которую некогда любящий внук не захотел. В последний путь бабушку провожала я да еще две соседки по подъезду - вот и вся компания. После того как церемония закончилась, я шла по заснеженному кладбищу и думала, какие же странные, порой геометрические фигуры выстраивает жизнь. А на следующий день я подала на развод.