Найти в Дзене

Спящий ангел на уроке: «Не люблю рисовать, но это прямо творчество!»

Я очень любила проводить, работая ещё в начальной школе, уроки труда (технологии). По возможности рисовали - иллюстрировали сказки, свои сочинения. Писала как-то об этом в публикации «Своими руками... или «Спящий ангел на уроке».

Убеждаюсь в который раз: если кто-то говорит, что ребёнок не любит рисовать, лепить и тому подобное, значит, мы, взрослые, не смогли заинтересовать маленького скептика, не нашли той самой «волшебной» техники, которая увлечет, уведёт в мир творчества и фантазии.

Фразу, вынесенную в заголовок, сказал на одном из занятий колоритный такой четвероклассник, немного хулиганской внешности. А ещё дети говорили следующее:

«Я как будто с сестрёнкой (она сейчас в другой стране) повидалась».

«Я почувствовал, как сердце (показывает ладошкой) стало биться вот так (размеренно, не спеша похлопывает себя по груди), а до этого билось вот так (показывает учащенный ритм)».

«Я почувствовала расслабление, покой, как будто в сказочной стране… Словно отдыхаю на облаке».

«Я до сих пор не знаю, что у меня получится в конце. Это так загадочно и необычно»…

Много чего звучало от ребят в ответ на вопрос «что почувствовали, когда слушали под музыку мой голос, когда рисовали». Но основной посыл был такой: «расслабление, было хорошо, спокойно, приятно, как будто отдохнули, как во сне».

Во многом ребятам всё это помогла прочувствовать арт-терапия (а точнее, урок ИЗО с элементами арт-терапии).

Арт-терапия – универсальный вид творчества, где дети и взрослые свободно выражают свой внутренний мир посредством художественной работы, развивают креативность мышления, раскрывают собственный потенциал. Средства самовыражения разнообразны – изобразительная деятельность (рисунок, лепка, аппликация), музыка, игра, сочинение историй.

При желании мы можем каждый рисунок «считать» как результат проективной методики. Многое можно сказать о ребёнке, его состоянии, анализируя линии, штриховку, расположение рисунка на листе, расположение цветовых пятен и их количество. Это другая сторона техники.

Основная, конечно же, - развитие фантазии, воображения, удовольствие от самого процесса. А ещё здесь важно уметь слушать инструкцию, следовать при некой свободе выбора определенному алгоритму. Как важна для мелкой моторики штриховка, умение закрашивать ровно и без огрехов фигуры, - факт, известный многим. Размеренное движение руки, определённый нажим, шорох карандаша - всё это даёт определённую релаксацию. Ту самую, которую дети называли «расслаблением», «состоянием покоя».

«...рисунок – это же тоже нечто близкое ко сну. Здесь действуют те же бессознательные механизмы, как и в сновидении. Смещение, сгущение, регрессия… На рисунке мы часто изображаем то, что является вытесненным из нашего Сознания. То же самое происходит и во сне. Из нашего Бессознательного в сон попадают различные страхи и желания, образы и мысли».

Ну а если вернуться к «спящим ангелам»... Столь много лет назад я не знала, что такое арт-терапия (тогда в нашей стране она не была известна). Хотя, как теперь вижу, каким-то образом интуитивно проводила многие уроки именно в её русле. И если бы имела представление тогда о всех этих техниках, упражнениях, которые помогают детям не только полюбить процесс творчества, но и «растворить» их тревогу, снять напряжение, как много бы ещё я смогла дать детям.

* Постскриптум. Коллега недавно поделилась, как не любит «это дело» - проводить уроки ИЗО. Ну да понятно: не всем дано, не всем интересно, не все умеют. Вынужден брать порой эти часы (а также музыку, физкультуру) учитель в начальной школе, потому как зарплата за ставку смешная.

У Дени Дидро есть такое высказывание: «Страна, в которой учили бы рисовать, так же как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах…»

Конечно, во времена Дидро не было научных изысканий, как изобразительная деятельность влияет на наш мозг. Но уже в те давние времена многие великие говорили о несомненной пользе рисования. Гете, например, считал, что рисунком должен овладеть каждый педагог, - тогда он сможет лучше раскрыть свой предмет. А Песталоцци говорил о том, что особая роль в начальной школе должна принадлежать именно рисованию. И оно должно предшествовать письму...

Кабы так было.

Публикация по теме «Своими руками... или «Спящий ангел на уроке».