Найти тему
Вольный Странник

Тайна жизни #раскрывая_смыслы

«Никто не знает, какое святое таинство происходит в младенце, которому всего лишь час суждено прожить на этой земле. Он не напрасно его проживает. За этот короткий час он может совершить больше, оставить более глубокий след, чем иные, проживая долгие годы. Многие дети, умирая, приводят своих родителей к священным стопам Христа».

Святая страстотерпица царица Александра

В представлении рождественского вертепа есть удивительный образ матери. Маленькие дети часто путают ее с Богородицей. Но это собирательный образ всех земных матерей — Рахиль с младенцем. Мама одного из 14 тысяч убитых в Вифлееме мальчиков.

Вертепное представление — это не просто кукольный спектакль. Это такой синтез веры, искусства, народной культуры. Явление, рожденное изнутри, каждый год живо и трогательно отзывающееся в душах людей — особенно маленьких.

Это действие, наполненное глубочайшим смыслом. Ты в который раз смотришь один и тот же сюжет, слушаешь одни и те же песни. Но тебе не скучно. Ты проживаешь каждый год рождественскую историю по-новому, по-своему. Вертепное действо называют еще мистерией. В нем все живое, настоящее. Особенно — когда кукловодами выступают дети.

-2

Есть в этой мистерии такой яркий момент, который я заметила, только когда моей шестилетней Насте поручили его. К новорожденному Христу приходят пастухи и волхвы. И тогда маленькую куколку, лежащую в яслях, берет в ладошки ребенок и проносит по рядам зрителей. Ребенок показывает эту куколку всем — каждому. И все улыбаются. А потом — так же по рядам — тот же ребенок проносит другую куколку. Очень похожую на Христа. Куколку, изображающую убитого Иродом последнего младенца. И все плачут.

Ангел берет этого младенца на ручки и говорит его маме: «Не плачь Рахиль, не рыдай Рахиль!» А грустная кукла Рахиль отвечает: «Не могу престати, я печальная мати».

Она поймет со временем, что ее дитя у Царя Небесного в руце. Но только потом.

Это центральная часть вертепного представления. Две матери — Богородица и Рахиль. Два младенца. Который умер вместо Христа. И Который вырастет и тоже умрет. А потом воскреснет, чтобы воскрес и тот первый. И все вифлеемские — тоже чтоб воскресли. И все на свете — тоже.

-3

Только Его — Христово — существование поможет Рахили смириться со смертью своего младенца. Больше ничего. Впрочем — так и с любой смертью.

Эту грустную куклу особенно любят и жалеют дети. Они не боятся ее печального лица, не отгораживаются от ее горя, не плачут безутешно. Потому что знают, как успокоить ее. У них есть величайшая, неопровержимая надежда. Они знают: Христос уже родился. Значит, скоро будет Пасха. Значит, смерти, на самом деле, нет.

© Мария Тряпкина

Издательство «Вольный Странник»