В 1990-е годы в России возрождались не только храмы, но и живые приходы. И в те времена был возможен вот такой неожиданный вариант славления Христа: люди с прихода, с батюшкой, с хором и прихожанами, конечно, с детьми — ходили петь… по магазинам, по одной из центральных московских улиц. Интересная такая миссия, которая смотрелась тогда совсем не так дико, как может показаться. И когда обсуждали в трапезной — как петь, что петь, всегда самые остроумные придумывали варианты последних куплетов для знаменитой рождественской песни «А в Ерусалиме». Как всякая поистине народная вещь, эта колядка имеет множество вариантов, и все они имеют полное право на существование. Но я сама пела эту песню, и теперь поют мои дети такими словами:
А в Иерусалиме рано зазвонили
Радуйся, ой радуйся земле, Сын Божий народися
А придут до тебе три праздника в гости
Радуйся, ой радуйся земле, Сын Божий народися
Первый убо праздник — Рождество Христово
Радуйся, ой радуйся земле, Сын Божий народися
А вторый же праздник – святого Василия
Радуйся, ой радуйся земле, Сын Божий народися
А третий же праздник — Святое Крещение
Радуйся, ой радуйся земле, Сын Божий народися
И на этом слове бывайте здоровы
Радуйся, ой радуйся земле, Сын Божий народися
И потом уже шуточное: «А за си колядки просим шоколадки», и «а за это пенье — два ведра варенья», и даже про актуальную после рождественского поста колбаску…
Сегодня это «Радуйся» кто только не поет, наверное, это самая известная рождественская песня. И может быть, музыканты «высокого класса» или настоящие знатоки народной и древнерусской музыки считают современные исполнения «попсовыми». Но мне кажется, что кое-кто из популярных исполнителей сумел принести пресловутой «широкой аудитории» удивительную весть о том, что Рождество Христово вообще существует. Среди таких исполнителей можно назвать альбом «Рождество» коллектива «Отава Ё».
© Анна Сапрыкина
Издательство «Вольный Странник»