Найти в Дзене
Умному недостаточно

Виртуозная режиссура Жана Виго

"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго

"Аталанта" очень динамичная лента, фильм насыщен действием. Диалоги — реакции на события, и даже малозначительные в масштабе всей истории происшествия (случаи) вызывают живейшие реакции персонажей, которые раскрывают их характер; возникают новые темы для бесед, уточняются нюансы отношений, и всё в итоге сплетаются в узор жизни.

Вот некий торговец приносит папаше Жюлю пластинку для патефона. Но у Жюля пока нет патефона — не беда, он его утащит.

Увидев весёлую возню молодожёнов папаша Жюль реагирует незамедлительно: показывает им приёмы классической борьбы, но те сбегают.

"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго

Пока неунывающего папаши и юнги нет на судне, Джульетта раскрывает своему мужу тайну погружения в воду с открытыми глазами. Если смотреть под водой, можно загадать желание и увидеть будущее. Жан немедленно окунает голову в воду и с третьего раза видит-таки лицо обожаемой Джульетты… или говорит, что видит. Но жена говорит ему, что когда-нибудь он поймёт, что это серьёзно. И, в самом деле, удручённый, несчастный Жан после расставания с женой, пытается увидеть её образ в воде, и найти в этом надежду на встречу. Это глубоко лирическая сцена, но разрешение её комическое. Встревоженные папаша Жюль и Малыш вглядываются в воды Сены, пытаюсь разглядеть своего капитана, а тот мокрый и ошеломлённый увиденным подходит к ним сзади и, ничего не понимая, также включается в эти поиски неизвестно кого. Сколько раз мы потом видим вариации этой игровой сцены!

"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго

тересно, как Жан Виго подводит историю к тому роковому моменту, когда Джульетта сбегает с судна? Каковы первые признаки, указывающие на то, что она смущена суровыми обстоятельствами быта и однообразием день за днём повторяющихся действий экипажа «Аталанты»? Вот юная женщина просыпается ночью, а мужа рядом нет. Он под дождём на палубе, ведёт баржу. «И так каждую ночь…» — вздыхает Джульетта разочарованно и откидывается на подушку. Наутро замечательная сцена и диалог.

Жан спрашивает жену, не скучно ли ей. «Нет», — со вздохом отвечает Джульетта. Конечно, Жан замечает её состояние и пытается успокоить: «Не переживай, скоро ты увидишь другие края». Да, за бортом края будут другие, но жизнь на «Аталанте» останется прежней: этот плавучий дом они будут и дальше делить с папашей Жюлем, Малышом и кучей кошек. Но если для Жана постоянная смена пейзажей за бортом «Аталанты» и есть разнообразие, которого лишены те, кто живёт на одном месте, то Джульетте хочется определённости. «Мы скоро приедем?» — спрашивает она. — «Куда?» — «Не знаю, куда ты захочешь, куда-нибудь». Ответ —молчание. Жан не понимает свою жену, а она не понимает его. А потом Жан настраивает приёмник, слышны новости Парижа и Джульетта зачарованно слушает, а Жан категорично переключает их со словами: «Одна болтовня». Вот и начало конфликта. В сцене всего одна монтажная склейка, и она решена на втором среднем плане (крупность до колен), но как же лаконично и точно она сделана.

"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго

И вновь плывёт в сыром, плотном тумане «Аталанта» и удручённая Джульетта садится на палубе, накинув на себя платок. Какой разительный смысловой контраст с предыдущей сценой, когда Джульетта, затаив дыхание, слушала парижские новости моды. А здесь, на «Аталанте», на реке, да и вообще в жизни — сплошной туман.

И когда Жан находит Джульетту в тумане (как не вспомнить «Ёжика в тумане» Юрия Норштейна, а ведь «Аталанта» — один из любимых его фильмов), уводит её в каюту и грубовато говорит папаше Жюлю, чтобы тот оставил их в покое, то папаша смешно ворчит не на хозяина, которому предан, а на юную женщину: «Привыкла каждый день бельё стирать. Барыня!». Вновь совершенно замечательное разрешение драматической сцены юмористическим финалом.

Истинное чудо, друзья мои, этот фильм. Истинное чудо.

"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго
"Аталанта", 1934 г., реж. Жан Виго

Жан Виго. Жизнь и фильмы