Найти в Дзене
Максим Бурмистров

Новый Иерусалим: выставка картин «Под знаком Рубенса».

В праздники надо двигаться, отрешившись от наркотически привязчивого оливье и шампанского, а также от лениво-аморфного пребывания в креслах перед телевизором. Именно поэтому мы рванули в Новый Иерусалим, где в эти дни проходит выставка «Под знаком Рубенса», на которой представляются картины самого мастера и его учеников, участников рубенсовской мастерской.
Если честно, я не поклонник творчества Питера Пауля, ибо для правильного и гармоничного восприятия всего этого «мясоватого» хозяйства нужно было, наверное, рождаться в его время, когда подобная манера живописи будоражила зрительные рецепторы ценителей прекрасного. Но, поддавшись на рекламу от супруги и подозревая, что количество женской обнаженной натуры на выставке должно побить все мыслимые и немыслимые рекорды, я поехал.
Выставочный комплекс рядом с монастырскими стенами принимает нас уже не впервые, да и вообще, в Истре мы достаточно частые гости. Первое, что меня неприятно дёрнуло – это большое количество народа, вместе с нами оторвавшегося от салатов и выпивки, для этого музея – нонсенс. Ходить и сосредотачиваться на живописных работах, дожидаясь просвета между зрителями, толпами осаждающими залы, постоянно слышать разговоры посетителей и отголоски лекций экскурсоводов, ведущих рассказ одновременно нескольким группам – это не способствует правильному настроению, согласитесь. После зимнего дачного «заточения» сразу попасть в людской хаос… нет, мне это не понравилось и постоянно мешало получать законно оплаченное удовольствие.
Но ладно, теперь – к живописи. На выставке собраны работы из разных российских музеев, а также из личных собраний. Охватив мгновенно взглядом картины в первом зале, я был разочарован и во второй раз: оказалось, что ожидаемого засилья голых женских тел, тайно предполагаемого мной, здесь нет и в помине! Со стен на меня смотрели портреты, пейзажи и бытовые сценки, густо приправленные натюрмортами, это что такое??? Где томление духа и бесконечная любовь, средневековая эротика, струящаяся открыто с полотен великого мастера?
Помните, как критически и в шутку именовали последние выпуски телевизионной программы «Вокруг смеха», постепенно вырождавшейся и превратившейся из по-настоящему смешной и наполненной юмором в какой-то скучный застойный концерт? Называли ее «Вокруг да около смеха», именно так и мне захотелось переименовать эту выставку «Под знаком Рубенса» в «Вокруг да около Рубенса», настолько мои личные ожидания разошлись с увиденным.
И еще. Я – не ценитель, не знаток работ Рубенса и работников его мастерской, учеников, но как художник-любитель могу сказать, что картина меня либо «включает» сразу, нравится так, что ее хочется рассматривать долго, в деталях, хочется увидеть, как работал мастер, какие приемы использовал, каким образом он достиг этого самого воздействия на мое восприятие, либо не включает вовсе. Здесь же я увидел посредственные (на мой взгляд) работы, мимо которых, проталкиваясь через тела зрителей, двигался весьма быстро, так что уже минут через десять оказался у выхода. Здесь меня и застал звонок супруги, от которой я на время оторвался:
- Ты где???
- Я на выходе, а ты?
- Да ты что вообще, я только смотреть начала, давай, греби обратно!
Пришлось «грести», так что дальше меня «пытали апельсинами» уже более подробно и супруга буквально заставила пройти выставку еще раз, с комментариями и указаниями о том, что тут кругом работы великих мастеров, а я, такой-сякой, не хочу ничего «впитывать».
Давайте теперь я проведу вас по выставке, показав несколько работ, которые, как говорится, я бы мог, скрепя сердце, повесить в своем доме, ну а вы, возможно, сумеете составить свое мнение о том, стоит ли ехать в Истру на эту временную выставку.
Картина Питера Брейгеля Младшего «Перепись в Вифлееме» - типичная бытовая сценка, написанная маслом на дубовой доске. Ее можно рассматривать довольно долго из-за большого количества персонажей, находящихся в движении, понятно, что изображено какое-то событие, что-то типа праздника, но с бюрократическим уклоном. Без имеющегося названия понять точно, что происходит, на мой взгляд, невозможно:

Перепись в Вифлееме.
Перепись в Вифлееме.

Таких картин на выставке много, но отойдем немного в «мифический отдел» и посмотрим на «Вакха с виноградной гроздью», аллегорию, отражающую вкус. Работа Ян Ван Далена более близка духу Рубенсовской манеры, но в целом меня не задержала. Как говорится «о чем этот фильм? Да ни о чем». Впрочем, это только мое мнение.

Вакх с виноградной лозой.
Вакх с виноградной лозой.

Теперь – портрет, их в залах много. Классика жанра – «Портрет герцога Шарля-Александра де Кройля, маркиза д’Авре». Знаете его? Нет? У-ди-ви-тель-но! Шутка, конечно. Таких портретов в музеях всего мира - пруд пруди и забавно, но просмотрев тучу их в музеях Парижей, Вен, Мюнхенов, Римов, Барселон, я не запомнил ни одного! Ни одного, вот в чем штука. Забуду и эти, как только выйду из залов.
Стандартный ракурс, стандартные одежды, выражение лица, собачка… Я, наверное, слишком испорчен, но выйдя из залов, я бы не вспомнил и через день, что видел эту картину.

«Портрет герцога Шарля-Александра де Кройля, маркиза д’Авре», Отто ван Веен.
«Портрет герцога Шарля-Александра де Кройля, маркиза д’Авре», Отто ван Веен.

Ну и в пару – дамский портрет. Написано «дорого-богато», но что эта картина рождает в моей душе?..

«Портрет Иоланды де Линь, супруги Шарля-Александра де Кройля», автор тот же.
«Портрет Иоланды де Линь, супруги Шарля-Александра де Кройля», автор тот же.

Ну ладно, пора взглянуть и на работу мэтра, тем более, что тут я, наконец, вижу тех самых женщин, демонстрирующих волнительные прелести. Обидно, но при таком богатом теле у них почему то слишком маленькие перси, эх, Рубенс, Рубенс…

«Французский король Генрих IV использует счастливую возможность для заключения мира: аллегория».
«Французский король Генрих IV использует счастливую возможность для заключения мира: аллегория».

Удивительно самому, но больше всего мне понравились на этой выставке… натюрморты! Да, да, возле этих работ я провел больше всего времени. Вот, например, «Корзина с цветами и букет в вазе» кисти Яна Брейгеля Младшего.

Корзина с цветами и букет в вазе.
Корзина с цветами и букет в вазе.

Или вот это запоминающееся и волнующее полотно – «Натюрморт с корзиной фруктов, позолоченным кубком, бокалом-румером, ветчиной, пирогом, крабом и лимоном на столе», написанное Йорисом ван Соном. На мой взгляд, крепкая работа, достойная внимания:

Натюрморт с корзиной фруктов, позолоченным кубком, бокалом-румером, ветчиной, пирогом, крабом и лимоном на столе.
Натюрморт с корзиной фруктов, позолоченным кубком, бокалом-румером, ветчиной, пирогом, крабом и лимоном на столе.

Теперь – пейзаж. Вот тут, например, все понятно – деревня она и есть деревня, хоть и средневековая. Эдакая пастораль на тему крестьянского быта, все чистенько, аккуратненько, все заняты делом, а вокруг вылизанная кистью мастера, нехитрая природа.

«Деревенский пейзаж с колодцем», Йос де Момпер Младший.
«Деревенский пейзаж с колодцем», Йос де Момпер Младший.

Ну что, не притомились еще, мои маленькие любители европейской живописи? Тогда продолжим! Взглянем еще одним глазком на женские прелести и аллегорические группы. Рубенс во всей красе. Эх, если бы все стены тут были увешены такими телами…

Минерва, защищающая Плодородие от Марса.
Минерва, защищающая Плодородие от Марса.

Но вот скажите мне, почему на следующей картине Яна Брейгеля Младшего «Венера в кузнице Вулкана» художник почти полностью раздел этого самого Вулкана, а красавицу Венеру облачил стыдливо в какой-то непотребный черный малахай? Надо было мастеру вдохновляться работами Рубенса!

Венера в кузнице Вулкана.
Венера в кузнице Вулкана.

Есть тут и редкая для выставки картина на религиозную тему – «Чудесный улов» Давида Тенирса Младшего, работа искренняя, но, почему то, мало привлекающая внимание толпы, которая топчется в залах совсем у других произведений.

Чудесный улов.
Чудесный улов.

Я часто замечал,что средневековые художники почему-то не умеют изображать некоторые объекты, за которые смело берутся. Например, это касается лиц младенцев, или, скажем, образов экзотических животных. Вот и Ян Брейгель Старший, прозванный Бархатным, как мне кажется, взялся за невыполнимую задачу, смастерив небольшую по формату, но наполненную фигурами, картину «Обезьяний пир». Конечно, понять, что это именно обезьяны – можно, но в остальном работа видится мне и статичной и смешной именно тем, что обезьяны сами на себя мало похожи. А как кажется вам?..

Обезьяний пир.
Обезьяний пир.

На этом позвольте мне закруглиться, ибо я уже рвался мыслями и душой совсем в другие залы – в сокровищницу музея, где хранятся экспонаты русского искусства, а точнее - русского религиозного искусства. Все время меня не покидала одна мысль, озвученная в одном из советских фильмов и точно отражающая мое настроение, навеянное «околорубенсовской» экспозицией: «не наше это все, не русское»! Так что в следующей серии я надеюсь немного рассказать об этих залах, которые, кстати, открыты в музее на постоянной основе, и это прекрасно! Ну а вы подумайте и все же посетите временную выставку «Под знаком Рубенса» в Новом Иерусалиме (работает до 14 марта 2023 года), потому что всегда вредно смотреть на что-то «из чужих рук» и «чужими глазами», надо всегда составлять свое мнение, вполне возможно, что вам выставка понравится гораздо больше, чем мне.