В праздники надо двигаться, отрешившись от наркотически привязчивого оливье и шампанского, а также от лениво-аморфного пребывания в креслах перед телевизором. Именно поэтому мы рванули в Новый Иерусалим, где в эти дни проходит выставка «Под знаком Рубенса», на которой представляются картины самого мастера и его учеников, участников рубенсовской мастерской.
Если честно, я не поклонник творчества Питера Пауля, ибо для правильного и гармоничного восприятия всего этого «мясоватого» хозяйства нужно было, наверное, рождаться в его время, когда подобная манера живописи будоражила зрительные рецепторы ценителей прекрасного. Но, поддавшись на рекламу от супруги и подозревая, что количество женской обнаженной натуры на выставке должно побить все мыслимые и немыслимые рекорды, я поехал.
Выставочный комплекс рядом с монастырскими стенами принимает нас уже не впервые, да и вообще, в Истре мы достаточно частые гости. Первое, что меня неприятно дёрнуло – это большое количество народа, вместе с нами оторвавшегося от салатов и выпивки, для этого музея – нонсенс. Ходить и сосредотачиваться на живописных работах, дожидаясь просвета между зрителями, толпами осаждающими залы, постоянно слышать разговоры посетителей и отголоски лекций экскурсоводов, ведущих рассказ одновременно нескольким группам – это не способствует правильному настроению, согласитесь. После зимнего дачного «заточения» сразу попасть в людской хаос… нет, мне это не понравилось и постоянно мешало получать законно оплаченное удовольствие.
Но ладно, теперь – к живописи. На выставке собраны работы из разных российских музеев, а также из личных собраний. Охватив мгновенно взглядом картины в первом зале, я был разочарован и во второй раз: оказалось, что ожидаемого засилья голых женских тел, тайно предполагаемого мной, здесь нет и в помине! Со стен на меня смотрели портреты, пейзажи и бытовые сценки, густо приправленные натюрмортами, это что такое??? Где томление духа и бесконечная любовь, средневековая эротика, струящаяся открыто с полотен великого мастера?
Помните, как критически и в шутку именовали последние выпуски телевизионной программы «Вокруг смеха», постепенно вырождавшейся и превратившейся из по-настоящему смешной и наполненной юмором в какой-то скучный застойный концерт? Называли ее «Вокруг да около смеха», именно так и мне захотелось переименовать эту выставку «Под знаком Рубенса» в «Вокруг да около Рубенса», настолько мои личные ожидания разошлись с увиденным.
И еще. Я – не ценитель, не знаток работ Рубенса и работников его мастерской, учеников, но как художник-любитель могу сказать, что картина меня либо «включает» сразу, нравится так, что ее хочется рассматривать долго, в деталях, хочется увидеть, как работал мастер, какие приемы использовал, каким образом он достиг этого самого воздействия на мое восприятие, либо не включает вовсе. Здесь же я увидел посредственные (на мой взгляд) работы, мимо которых, проталкиваясь через тела зрителей, двигался весьма быстро, так что уже минут через десять оказался у выхода. Здесь меня и застал звонок супруги, от которой я на время оторвался:
- Ты где???
- Я на выходе, а ты?
- Да ты что вообще, я только смотреть начала, давай, греби обратно!
Пришлось «грести», так что дальше меня «пытали апельсинами» уже более подробно и супруга буквально заставила пройти выставку еще раз, с комментариями и указаниями о том, что тут кругом работы великих мастеров, а я, такой-сякой, не хочу ничего «впитывать».
Давайте теперь я проведу вас по выставке, показав несколько работ, которые, как говорится, я бы мог, скрепя сердце, повесить в своем доме, ну а вы, возможно, сумеете составить свое мнение о том, стоит ли ехать в Истру на эту временную выставку.
Картина Питера Брейгеля Младшего «Перепись в Вифлееме» - типичная бытовая сценка, написанная маслом на дубовой доске. Ее можно рассматривать довольно долго из-за большого количества персонажей, находящихся в движении, понятно, что изображено какое-то событие, что-то типа праздника, но с бюрократическим уклоном. Без имеющегося названия понять точно, что происходит, на мой взгляд, невозможно:
Таких картин на выставке много, но отойдем немного в «мифический отдел» и посмотрим на «Вакха с виноградной гроздью», аллегорию, отражающую вкус. Работа Ян Ван Далена более близка духу Рубенсовской манеры, но в целом меня не задержала. Как говорится «о чем этот фильм? Да ни о чем». Впрочем, это только мое мнение.
Теперь – портрет, их в залах много. Классика жанра – «Портрет герцога Шарля-Александра де Кройля, маркиза д’Авре». Знаете его? Нет? У-ди-ви-тель-но! Шутка, конечно. Таких портретов в музеях всего мира - пруд пруди и забавно, но просмотрев тучу их в музеях Парижей, Вен, Мюнхенов, Римов, Барселон, я не запомнил ни одного! Ни одного, вот в чем штука. Забуду и эти, как только выйду из залов.
Стандартный ракурс, стандартные одежды, выражение лица, собачка… Я, наверное, слишком испорчен, но выйдя из залов, я бы не вспомнил и через день, что видел эту картину.
Ну и в пару – дамский портрет. Написано «дорого-богато», но что эта картина рождает в моей душе?..
Ну ладно, пора взглянуть и на работу мэтра, тем более, что тут я, наконец, вижу тех самых женщин, демонстрирующих волнительные прелести. Обидно, но при таком богатом теле у них почему то слишком маленькие перси, эх, Рубенс, Рубенс…
Удивительно самому, но больше всего мне понравились на этой выставке… натюрморты! Да, да, возле этих работ я провел больше всего времени. Вот, например, «Корзина с цветами и букет в вазе» кисти Яна Брейгеля Младшего.
Или вот это запоминающееся и волнующее полотно – «Натюрморт с корзиной фруктов, позолоченным кубком, бокалом-румером, ветчиной, пирогом, крабом и лимоном на столе», написанное Йорисом ван Соном. На мой взгляд, крепкая работа, достойная внимания:
Теперь – пейзаж. Вот тут, например, все понятно – деревня она и есть деревня, хоть и средневековая. Эдакая пастораль на тему крестьянского быта, все чистенько, аккуратненько, все заняты делом, а вокруг вылизанная кистью мастера, нехитрая природа.
Ну что, не притомились еще, мои маленькие любители европейской живописи? Тогда продолжим! Взглянем еще одним глазком на женские прелести и аллегорические группы. Рубенс во всей красе. Эх, если бы все стены тут были увешены такими телами…
Но вот скажите мне, почему на следующей картине Яна Брейгеля Младшего «Венера в кузнице Вулкана» художник почти полностью раздел этого самого Вулкана, а красавицу Венеру облачил стыдливо в какой-то непотребный черный малахай? Надо было мастеру вдохновляться работами Рубенса!
Есть тут и редкая для выставки картина на религиозную тему – «Чудесный улов» Давида Тенирса Младшего, работа искренняя, но, почему то, мало привлекающая внимание толпы, которая топчется в залах совсем у других произведений.
Я часто замечал,что средневековые художники почему-то не умеют изображать некоторые объекты, за которые смело берутся. Например, это касается лиц младенцев, или, скажем, образов экзотических животных. Вот и Ян Брейгель Старший, прозванный Бархатным, как мне кажется, взялся за невыполнимую задачу, смастерив небольшую по формату, но наполненную фигурами, картину «Обезьяний пир». Конечно, понять, что это именно обезьяны – можно, но в остальном работа видится мне и статичной и смешной именно тем, что обезьяны сами на себя мало похожи. А как кажется вам?..
На этом позвольте мне закруглиться, ибо я уже рвался мыслями и душой совсем в другие залы – в сокровищницу музея, где хранятся экспонаты русского искусства, а точнее - русского религиозного искусства. Все время меня не покидала одна мысль, озвученная в одном из советских фильмов и точно отражающая мое настроение, навеянное «околорубенсовской» экспозицией: «не наше это все, не русское»! Так что в следующей серии я надеюсь немного рассказать об этих залах, которые, кстати, открыты в музее на постоянной основе, и это прекрасно! Ну а вы подумайте и все же посетите временную выставку «Под знаком Рубенса» в Новом Иерусалиме (работает до 14 марта 2023 года), потому что всегда вредно смотреть на что-то «из чужих рук» и «чужими глазами», надо всегда составлять свое мнение, вполне возможно, что вам выставка понравится гораздо больше, чем мне.