Любви к фашистским оккупантам в СССР, естественно, не испытывали. Но к представителям некоторых стран, оккупированных Германией, которых насильно отправляли воевать на Восток, было более снисходительное отношение, чем к другим. Бывало же и наоборот. Так, например, «венгерских холуев», как их называли в советских военных донесениях, боялись и ненавидели даже больше немцев…
Верные союзники Гитлера
Венгерские вооруженные силы были одними из самых сильных, многочисленных и подготовленных среди немецких союзников. Официально профашистский режим Хорти вступил в войну с СССР уже 27 июня 1941 года, но тогда на Восточный фронт был отправлен лишь небольшой Карпатский корпус в составе 25 000 человек и 160 устаревших танков. Уже тогда мадьяры (еще одно название венгров в СССР) проявили себя «во всей красе».
Карпатский корпус активно участвовал в карательных операциях против партизан и подпольщиков на Украине. Наверх командование отчитывалось об уничтожении «тысяч бандитов». Причем в ходе «умиротворения» поселений, они уничтожались полностью: расстреливалось гражданское население, включая стариков и детей, сама же деревня после разграбления сжигалась дотла. Тех, кого подозревали в пособничестве партизанам, перед смертью жестоко пытали: выкалывали глаза, кололи штыками, вырезали на коже звезды. Женщин и девушек — насиловали…
Венгры в боях под Воронежем
После проигранной Битвы за Москву, Гитлер требовал массированного наступления и успехов на Восточном фонте. Под его нажимом Хорти был вынужден увеличить военный контингент — в апреле 1942 года на фронт стала прибывать 2-я Венгерская армия. В составе немецкой Группы армий «Б» она приняла участие в сражении за Воронеж. И опять мадьяры прославились чудовищной жестокостью, уничтожив десятки тысяч мирного населения. После освобождения многих воронежских сел бойцам Красной Армии открывались ужасающие картины с сотнями изуродованных и зверски замученных трупов пленных солодят, офицеров, гражданского населения.
«Мадьяр в плен не брать!»
«Воронежское бедствие» — так называют в венгерских учебниках истории гибель большей части бойцов 2-й Венгерской армии в боях под Воронежем в 1942-43 годах. При том, что тогда в составе союзных сил Третьего Рейха участвовал 200-тысячный венгерский контингент, с полей Черноземья смогли вернуться едва ли 30 тысяч венгерских солдат. Ведь в Воронежско-Харьковской наступательной операции именно позиции 2-й Венгерской армии были выбраны направлением главного советского удара.
Рассказывают, что после первых успехов и освобождения ряда сел Острогожского района, местные жители встречали красноармейцев со слезами на глазах, рассказывая им о зверствах венгров. Особенно сильное впечатление на командующего Юго-Западным фронтом генерал Николая Ватутина произвел рассказ одной женщины об убийстве бойца РККА, которого оккупанты держали на штыках над огнем. После этого командующий, едва сдерживая кипящую внутри ненависть, сквозь зубы отдал тот самый приказ: «Мадьяр в плен не брать!».
Хотя он был устным и неофициальным, быстро распространился по войскам. И действительно, после Воронежской битвы венгров среди пленных почти не было. Это при том, что в ходе наступления были захвачены свыше 75 000 немцев. Оказалось, что воевать с советскими солдатами у бойцов 2-й Венгерской армии получается куда хуже, чем с мирным населением и пленными. Главного удара мадьяры не выдержали, дрогнули и отступили, продержавшись всего сутки…