Найти в Дзене
Бесконечные коты

Король и шут. Нет равных. Почему?

Оглавление

Король и Шут. Группа, которую многие называют легендарной. Но мало кто может дать развернутый ответ - почему они настолько прекрасны, и им нет равных. Давайте разбираться. И конечно же нельзя вот так просто разобрать их творчество, не раскрыв их как личностей.

Немного истории

1987 год. Михаил Горшенёв, “Горшок”, Александр Щиголев “Поручик” и Александр Балунов “Балу” создают группу “Контора”.

Спустя 2 года Горшок знакомиться с Андреем Князевым, “Князем”. Он заражает Горшенева идеями о русском фольклоре, фэнтези, завлекает мифами и легендами. Сам же Горшок с детства не любил сказки, но Князь показал ему обратную сторону фольклора.

В 90 году совершается превращение в “Король и Шут”. Князь пишет тексты (и немного музыку), а остальные музыку (и немного тексты). Пошло слияние грязного по звучанию панка и мини историй в жанре фэнтези и мистики. Сейчас этим никого не удивишь, но тогда это было в новинку.

-2

Там еще в 96 году к ним присоединился гитарист Яков Цвиркунов. Благодаря ему Король и Шут выходит на новый уровень. Более профессиональный по звучанию. А с 98 года к ним присоединяется Мария Нефёдова, привнося красивые звучания скрипки в "грязный" панк. Это не ново, но на российском рынке впервые.

Мария не только вносила свежую струю в звучание песен, но и стала культовой фигурой, иконой стиля для многих представительниц прекрасного пола. За причёсками и нарядами Маши наблюдали особенно пристально. Она появлялась то с дредами, то с ирокезом, то с волосами, выкрашенными в “кислотные” цвета.

И здесь сразу же выползает интересный вывод. Это рост группы.

Они всегда росли, улучшали свою музыку и старались делать что-то уникальное. К проекту Король и Шут ребята (и девушка) относились очень серьезно.

Шанс стать популярным в кратчайшие сроки предоставлялся им много раз. Но эта группа держалась сильных принципов. Они ни раз говорили, что не собираются продаваться. Тогда много кто хотел вложиться в них, но условия у них были, мягко говоря, неприемлемым. Не в плане цены, а в плане самого творчества.

Шуты считали себя самостоятельными личностями, самодостаточной группой. Понимали, что, если не сейчас, но потом, всё равно добьются того, чего хотят.

-3

Король и шут играли панк, но с каждым днём к их музыке прилипало всё больше разного материала. Новые стили переплетались и совершенствовались, при этом всегда сохранялась изначальная структура панка. И я говорю не о чистом панке, а о структуре композиций в этом стиле.

Они смотрели на запад, стараясь перенять лучший опыт. И в то же время создать что-то своё. Шуты - одна из немногих групп, которая не была замечена в плагиате западных групп до сих пор. Да даже кавера получались забавными и непохожими на оригинал. Послушайте Yellow Submarine например. Или композиция "Северный флот", где можно проследить отсылки к другому треку – New Model Army группы Vagabonds. И это даже не кавер и даже не плагиат, а больше заимствование и дань уважения. Уж больно сильно меркнет эта композиция на фоне КиШ-овской.

Панк

Что есть панк?

Понятие уже давно размылось, и каждый ответит в меру своих познаний и философии. Хоть это и не тема данной статьи, но тесно связана с их творчеством. Немного покопаемся в этом, но не будем заходить слишком далеко.

В 2001 году популярность накрыла их с головой. Все были рады, но главный идеолог и ведущий голос ходил в переживаниях. Горшок скучал по настоящим панкам. Он считал, что во времена клуба “Там-Там” были настоящие панки. А сейчас одни только позёры.

Но вот в 2002 Шуты выступили в Израиле. Там пособия по безработице способствовали тому, что люди жили так, как они хотят. И там, панки, могли жить на своих, панковских условиях. Горшок был как в своей тарелке. И все заработанные деньги с концерта тратил на тусовки.

Израильские панки не желали его отпускать. Дошло даже до того, что у него украли билет до дома. А заметили пропажу лишь в аэропорту. Как вернулись домой Шуты, они уже и не помнят.

-4

Музыка… и люди, создающие эту музыку… их история, их взгляды, их философия, которую они несли с собой от начала и до конца. Это немаловажная информация для прослеживания отличий от других проектов. Некая неразрывная культурная связь. Это часть информации, благодаря которой многие могут смело их называть легендой.

У них была чёткая позиция не прогибаться и не продаваться. А это уже борьба двух сторон. Индивидуализма и системы музыкального рынка.

На словах все хороши, но на деле мало кто проявлял стойкость своих убеждений. Поэтому вот вам один из примеров - это когда Король и Шут избрали своим врагом продюсера радиостанции Наше радио Михаила Козырева.

-5

Началось всё с телеверсии Нашествия 2002 года, где группа была хедлайнерами. Тогда существовала многолетняя традиция, в которой сет хедлайнера показывают целиком, а остальных групп нарезкой по одной-две песни.

И вот, произошло следующее. Примерно на середине телеверсии Короля и Шута прервали рекламой. Потом пустили группу Ленинград и после под финал снова Король и Шут.

По словам Шутов произошла дискриминация для многих групп, играющих на фестивале. Не только для них, но и для других. Телеканал тут не при чем, ибо рекламное время уже проплачено. А сам Злодей притаился куда глубже. Поэтому все претензии они направили Козыреву.

Его посылали на три весёлые буквы со сцены Олимпийского, критиковали везде, где только возможно и направляли письма с жалобами.

Шуты даже отказались от работы с Наше Радио. Они попросили убрать все их песни из радиоэфира. И таким образом пожертвовали частью своей популярности ради справедливости.

Да, конечно кто-то скажет, что это всё было без толку с точки зрения примера для остальных. Ибо мало кто так ещё сделает. Но Шуты просто показали, что они не просто "Шуты шоу-бизнеса", но и творческая группа со своим кодексом. И со своим не меняющимся мировоззрением.

-6

А вот во время концертов, в перерывах между песнями, Горшок мог внезапно завести разговор о совершенно не связанных с музыкой вещах. О глобальном потеплении, о вымерших животных, о современном понимании анархии. Он говорил на любую тему, которая его волновала.

"Я очень верю в теорию Кропоткина, читаю бакунина. Только у нас анархию не правильно многие понимают. Анархия - это возможность быть свободным и уважать чужую свободу. То есть ты автоматически никому ничего не можешь навязывать. А многие думают, что анархия это делай все что хочешь. Это беспредел. Его гасить надо. Поэтому я пока за тоталитарное государство. И вообще то, что панки циничные - это стереотип. Они ведь как хиппи, со своими идеалами. В 90-ых годах неформалы вместе были. А я до сих пор отношу себя к неформалам. Я изучил всю музыку с 50-ых годов. Слушал the doors, это классика. А сегодняшняя молодёжь говорит, что панки это Bon Jovi. И кроме мерлина менсона ничего не знают. Я в шоке от такой безграмотности," говорил Горшок.

Не стоит упускать что их часто номинировали на разные премии. Но вот что стоит внимания, так это случай с премией "Овация".

Сама премия – это как Грэмми, но в России. И обычно там всякая попса. А в 2002 году на эту премию выдвинули Шутов как лучшую рок группу года, но для рок музыки, особенно для таких панков - это всё ненужная мишура. Они долго думали, что делать и наконец решились.

И это был фурор.

Приехавшего, значит в пафосный зал "Россия", Горшка сначала не пускали в здание, так как он явился с флягой на поясе. Их номинация почти в самом конце, поэтому им пришлось долго ждать, без фляги. Грустненько. Он также уронил певицу Сашу, позировавшую фотографам. Балу вообще пришёл в майке "х*й на все". Князь опоздал на вручение, а Поручик засунул руки статуэтки Овация себе в штаны и использовал по назначению.

Жаль, видео нет, да и с 2003 по 2007 овация закрылась. После Шутов эта премия как-то притихла на 5 лет. Совпадение?

…не думаю…

Вы можете посчитать их некультурными, не умеющими себя вести на таких мероприятиях, но давайте смотреть правде в лицо. Это очень хороший ст*б подобного мероприятия. И в этом случае уж сильно веет панком.

Король и шут, наоборот, хорошо воспитаны и образованы. Они горой стояли за своё творчество и общее поведение на выступлениях.

В одно время на их концерты стало ходить много скинхедов. Они буянили, устраивали погромы и мешали самим же поклонникам группы. Это было некрасиво, некультурно и эгоцентрично. Фанатам помладше вообще запрещали ходить на концерты. Шутам всё это естественно не нравилось. Но, к счастью, длилось это недолго.

-8

Горшок рассказывал:

"В юности я был скинхедом, но тогда скинхеды не имели ничего общего с фашистами, а тусовались с панками. Нас было немного, человек тридцать, но мы были силой! "Скинхед" - это просто "лысая голова", а движение наше называлось "ультрапанк". Это очень редкая тема, дальше Питера она не распространилась. Мы делали много доброго, например защищали молодых панков от гопоты и ментов. Уже потом всякие "пионеры" тоже стали брить голову и называть себя "скинами", но они уже были в другой теме - нацистской."

Пока мы сильно не ушли от внешней составляющей, пожалуй, переключимся на внешний вид самой группы. Это стоит особого внимания.

Они пугали, радовали, завораживали, смешили, удивляли и не только. Грим словно накладывался не на их лица, а на их музыку. Неразрывная связь между музыкой и рассказчиком, героями и злодеями, сказками и страшилками. Король и Шут своими образами переносили зрителя в их созданный мир. А когда Шуты переставали использовать грим, они одевались в простую одежку. Футболки, рубашки, джинсы, штаны, шорты и много другое. Все то, что и мы носим.

-9

Панки, их философия, поведение, внешний вид. Понятно, в общем.

Но музыка то. Что с ней?

О ней можно говорить бесконечно. Как Шуты старались уместить как можно больше песен в один альбом, так и я могу сейчас запихать как можно больше фактов и субъективного мнения в одну статью. Но постараюсь уместить как можно больше интересного, меньше занудного и, в целом, не надоесть вам.

Ну а перед этим подборочка музыки. Специально для вас. По несколько треков из каждого альбома:

12 студийных альбомов. Каждый из которых — это шаг вперед. Большинство слушает не всю их музыку, но я уверен, что каждый слушатель Шутов знаком с хоть одним треком из любого альбома.

Разноплановость и разнообразие. Экспериментальность и изобретательность. Прямая связь между аранжировками и текстами. Это всё можно проследить, прослушав все их композиции. Может и можно найти несколько похожих треков или "проходняков", но никак не больше десятка. Вся их музыка и в особенности тексты - не похожи друг на друга.

-10

Законченные истории, некие мини-рассказы, что завершаются вполне логично и с моралью или же с открытым концом, чтоб каждый решил для себя. Пришёл к своему выводу. Хорошие, добротные истории в перемешку не только с рёвом гитар, но и со звучанием скрипки и клавишных.

Они часто лепили из панка всё, что им захочется. Менялась стилистика музыки, но всё равно их можно было узнать в каждой песне. Король и Шут оставался самим собой, но вырастая вперед с каждый изданным альбомом.

Камнем по голове и Король и Шут - первые записанные студийные альбомы, на которые много кто обратил внимание. Разнообразие такой панк-музыки на то время никто не ожидал. Чего только стоят песни “Дурак и Молния”, “Камнем по голове” и “Лесник”.

Акустический альбом так вообще снёс крышу музыкальным критикам. “Кукла Колдуна” к примеру - хит до сих пор.

Дальше можно продолжать и продолжать. Но стоит внимания уделить альбому 2004 года - Бунт на Корабле.

-11

Слушая этот альбом, я ловил себя на одной мысли. Это ведь System of a Down, но не они. Не плагиат, не перепевка, не что-то похожее. Я просто чувствовал дух сломанных музыкальных партий, неожиданных пауз, перековерканного, но красивого ритма, резких переходов с одной мелодичной части на совершенно не связанную - другую. Но всё это звучит цельно и органично.

Для меня это было открытием. Да и еще записано всё это было как “лайв”, без обработок и вылизывания каждого трека. Мне дико понравился такой качественный западный уровень экспериментальной музыки. Где русский дух фольклора никуда не делся.

Конечно, не всем такое "вкатило"... люди хотели сказочности, но группа не была сказочной (хоть это некоторые и не понимали). Они были экспериментаторами со своими историями в песнях.

Знаете, я о каждом альбоме могу так подробно изъяснятся, но не буду уходить в сильное занудство. Посмотрим лучше на ещё один пример. Альбом 2010 “Театр Демона”.

Философские сентенции, исторические экскурсы, ностальгия, театральное искусство и симфонический оркестр. Кажется, я назвал много всякого, не подходящее под тему. Но нет. Это как раз то, что появилось в этом альбоме. Что-то частично в предыдущем “Тень Клоуна”, а что-то в полную силу в “Театре Демона”.

Король и Шут ушли в некий арт-панк. У них появились качественные спецэффекты на сцене, шоу в стиле театра, разные классические инструменты, мелодические ходы, навевающее что-то далекое из Средневековья.

Горшок же объяснял свою концепцию неким гипотетическим путешествием в прошлое.

"Как если бы сегодняшние панк музыканты оказались в 18 веке, сыграли свою музыку на инструментах того времени и реализовали наработки уже в наше время."

Драйв электрогитар сменился мощным звуком скрипок и труб, виолончели и мягкостью фортепьяно. В эту приятную смесь добавились такие необычные инструменты как мандолина, дОбро и губная гармошка. Появилось еще больше речитатива, а также художественное чтение, популярное в начале XX века.

Дальше Горшок заинтересовался своим новым проектом, Зонг опера TODD. И в кратчайшие сроки Шуты, хоть и с изменённым составом, закончили проект. Полный аншлаг и лестные отзывы критиков. До Короля и Шута в России так никто не делал.

Да, Князь ушёл из группы по своим причинам. Но это тоже отдельная статья. Группа просто выросла и пошла немного в другом направлении, создав действительно новую ветку российской рок-музыки. И вы можете спорить или не соглашаться, но этот альбом очень хорош. А самое главное при всём его непохожести от других произведений, от TODD-а всё равно веет старым творчеством Короля и Шута.

🤘

Первооткрыватели и экспериментаторы - два слова, что приходят быстро на ум, проанализировав всю их музыку. Они, мне кажется, и дальше бы экспериментировали, но всё когда-то заканчивается.

-14

Конец всегда наступает

Умер главный солист Михаил Горшенев, который шёл от самого начала и до конца. Его кончина разошлась не только по России, но даже и за ее пределами.

После смерти Горшка, лидер популярной американской группы Misfits Джерри Онли сделал себе татуировку в области вены с надписью “Misha Gorshok”.

Rest in Piece, Gorshok - этой фразой он приветствовал журналистов на пресс-конференции. А во время своего выступления Misfits посвятили Горшку две песни - “Hallowen” и “Descending Angel”.

-15

Король и Шут - неповторимая панк-группа. Они бесподобны до сих пор в плане музыки и их философии. Им нет равных.

Эта группа росла со своей аудиторией, делала уверенные шаги вперед, экспериментировала и никогда не продавалась. Они создавали музыку для людей, а не по заказу. Учитывая то, что соблазна на то время было много.

Король и Шут — это панки, которые остались панками внутри, но выросли снаружи. Король и Шут — это разнообразная музыка с маленькими и законченными историями, как для взрослых, так и для детей. Король и Шут — это не просто панк-музыка. Это множество стилей и жанров, что объединяются лишь в простые условности нашего восприятия. И мне кажется, что каждый может найти в их песнях что-то приятное и теплое для себя.

✳ Спасибо что дочитали до конца. Что можно добавить, пишите в комментариях. А то статья и так большая вышла :) Ставьте лайк и подписывайтесь, будем очень рады! Забегайте в наш телеграмм или ВК, кому как удобно. А еще у нас есть крутой СтикерПак от наших котов: https://t.me/addstickers/Inficats

А если вы дочитали до конца, то вам могут понравиться и эти статьи: