Вполне вероятно, многие слышали о беспрецедентном случае, когда на Папском престоле под видом мужчины восседала женщина. Папесса Иоанна - так ее прозвали хронисты. Существование этого персонажа до сих пор подвергается большим сомнениям, а история про Иоанну, разродившуюся ребенком прямо во время процессии стала отличным пропагандистским инструментом в борьбе за светскую власть со Святым Престолом и реформировании выборов понтифика.
История с Иоанной оставляет за собой шлейф домыслов и загадок. Официальные хронисты Папской курии не оставили никаких упоминаний о женщине, но эта тема периодически всплывала в различные периоды истории. Первое зарегистрированное упоминание о самозванке датируется 1240 годом в доминиканской хронике Жанна де Майи:
Относительно определенного Папы Римского или, скорее, женщины-Папы, которая не указана в списке пап или епископов Рима, потому что она была женщиной, которая замаскировалась под мужчину и стала, по своему характеру и талантам, куриальным секретарем, затем кардиналом и, наконец, папой. Однажды, садясь на лошадь, она родила ребенка. Тут же, по римскому правосудию, она была прикована ногами к хвосту лошади и заточена, и побита камнями народом и умерла. Там же ее и похоронили, а на месте написано: «Petre, Pater Patrum, Papisse Prodito Partum» (О, Петр, отец отцов, предай деторождение женщины Папы Римского).
Выглядит странно, монах пишет в хронике о том, что Святой престол подвергался дискредитации, выбрав для этого период 1099 гг., но все встает на свои места, если несколько иначе взглянуть на события, во время которых жил Жанн де Майи. Наш хронист был уроженцем города Мец, а соответственно, счастливым гражданином (да-да, я знаю, что этого термина тогда еще не было) Священной Римской империи. В 30-40-ых гг. XIII в. идет конфликт одиозного императора Фридриха II с Папой. Правителя Священной Римской империи отлучали два раза, с переменным успехом он воевал в Италии и ставил авторитет Святого престола под сомнение. И какой же «счастливой случайностью» стала работа хрониста из Меца, где вскользь упоминается, что Святой престол не такой уж и святой! Период конца XI в. тоже выбран не случайно, ведь в то время, несмотря на Первый крестовый поход, Папа так же конфликтовал с императором Генрихом IV.
Самое интересное, что Генрих IV во многом напоминал Фридриха II и, вполне возможно, для аристократов империи, это могло послужить простой ассоциативной цепочкой, показывающей, где свои, а где чужие. На самом деле, сложно переоценить вред репутации Папского престола, нанесенный подобными историческими изысканиями. Для поддержания особой роли наместника Бога на земле, Рим не мог позволить даже сомневаться в добропорядочности всех его представителей. Велика вероятность, что отрывок доминиканской хроники ничто иное, как императорский заказ, органично вплетенный в общее повествование.
Следующее упоминание Папессы Иоанны датировано 1277 годом, причем, написал о ней не абы кто, а исповедник Римских первосвященников – Мартин Опавский в работе «Хроника Пап и Императоров» по приказу Климента IV. Опять же, никакой отдельной главы, лишь мимолетное упоминание женщины. Выглядело это следующим образом:
Иоанн Англикус, родившийся в Майнце, был папой римских в течение двух лет, семи месяцев и четырех дней и умер в Риме, после чего появилась вакансия в папстве на один месяц. Утверждается, что этот Иоанн был женщиной, которую, будучи девушкой, привел в Афины одетый в одежду мужчины некий ее любовник. Там она овладела различными отраслями знаний, пока ей не стало равных, и после этого в Риме она преподавала гуманитарные науки и имела великих мастеров среди своих учеников и аудитории. В городе возникло высокое мнение о ее жизни и учебе; и она была избрана Папой Римским. Однако, она забеременела от своего спутника. Из-за незнания точного времени, когда ожидалось рождение, она родила ребенка во время процессии от Святого Петра до Латеранского, в переулке, который когда-то назывался Via Sacra (священный путь), но теперь известный как «избегаемая улица» между Колизеем и церковью Святого Климента. Говорят, что после ее смерти она была похоронена в том же месте. Лорд Папа Римский всегда отворачивается от улицы, и многие считают, что это делается из-за отвращения к событию. Она также не включена в список Святых Понтификов, как из-за ее женского пола, так и из-за нечестности дела.
Возникает один важный вопрос: зачем Папе заказывать такую работу? Однозначно, хроника не могла пройти без одобрения Первосвященника. Получается, Папа стреляет себе в ногу? Все немного иначе. Климент IV числился Папой с 1265 по 1268 гг., подготовка книги заняла, по меньшей мере, около 10 лет. За это время в Риме сменилось четыре понтифика, причем, последних трех выбирали либо слишком долго, либо слишком быстро, да и жили они относительно недолго. Когда работа была готова, Святой престол занимал Папа Иоанн XXI, и, вполне возможно, история о женщине-первосвященнике была приписана по его просьбе.
У такого странного пожелания были свои объективные предпосылки. Разочаровавшись в выборных процессах внутри курии, когда кардиналы не гнушались принимать крупные взятки за свой голос на выборах Папы, Иоанн реформировал систему. Именно после его папства выборы нового понтифика проводились за закрытыми дверями, а изнеженным кардиналам с каждым днем подавали все меньше еды, чтобы стимулировать их прийти к согласию. Посыл был следующий: «за взятки кардиналы готовы избрать и женщину, поэтому давайте менять выборную систему» В обосновании подобной трактовки упоминания Папессы, прошу обратить внимание на то, как написаны оба варианта. Если в первом варианте описание взывает к эмоциям, то во втором четко показаны процедуры, перечислены должности, предшествующие папской тиаре. Второй вариант избегает оценочных суждений, лишь рассуждает о честности, при этом, всячески показывает, что даже женщина-первосвященник, поступив неправильно, имела к моменту избрания неплохой бэкграунд в виде основательных знаний и усердно училась.
Папесса Иоанна еще не раз появится в истории в различных интерпретациях. Протестанты будут использовать ее, критикуя Папский престол. Сложно сказать, существовала ли эта дама на самом деле, но то, что ее образ применялся для определенных посылов, можно с уверенностью утверждать. Таким образом, мы можем зафиксировать первые побеги пропаганды в Средневековой Европе, уже тогда, феодалы прекрасно понимали, что для любой затеи нужен соответствующий фон.
Благодарю вас за прочтение статьи. Если хотя бы разок-другой улыбнулись в процессе, обязательно ставьте лайки и подписывайтесь! Это очень поможет каналу в развитии!