Пока все завтракали, на огонёк заглянул сосед, Борис Иванович.
- С Новым годом! – воскликнул он, увидев компанию, собравшуюся за столом. – Еле до вас добрался!
Двери в их доме на замок закрывали крайне редко: вокруг все свои, никто не воровал. Поэтому вот так, запросто, как это сделал сосед, прийти мог любой желающий.
- Здорово, Иваныч, – протянул руку для пожатия Егор. – А что, так сильно намело?
- Да дороги не видно, – отмахнулся Борис Иванович. – Шёл-то я сначала нормально, даже в валенки не начерпал, а потом оступился и провалился по пояс!
- Чаю? – спросила Катя. – Или, может, кофе?
- Кофе мне врач запретил, – покачал головой мужчина. – Давление. Теперь пью только воду и зелёный чай. А лучше травы.
- Сейчас заварю, – засуетилась Катя. – У меня прекрасный сбор есть! Сама всё лето собирала и сушила.
Она подскочила к кухонному шкафчику, порылась в нём и извлекла старую жестяную коробку. Быстро засыпав травы в заварочник, она включила чайник.
- Я, вообще-то, к вам по делу, – крякнул сосед, получив чашку ароматного напитка. – Звонил сегодня насчёт трактора. Дорогу замело, время уже вон сколько, а к нам никто не едет! И знаете, что мне паразиты эти ответили?
- И что же? – спросил дед.
- А то, что вся техника задействована в городе! До нас очередь дойдёт не раньше, чем через два дня и то, если снег идти перестаёт.
Он возмущённо выругался, покосился на Катю, её маму, а потом буркнул:
- Извиняйте, не сдержался.
- Трудно Мише будет до автобуса сегодня добраться, – вздохнула Катя.
- А куда он собрался? – живо поинтересовалась бабушка.
- К друзьям в город, – ответил Егор.
- А вот уж нет, не доберётся, – почему-то радостно сказал Борис Иванович. – Автобусы не ходят! Я с чего трактором интересоваться начал? Моя Варька на утреннем уехать собиралась, к сестре на денёк. Еле добралась до остановки! Стоит, стоит, а автобуса как не было, так и нет. Она давай звонить, спрашивать: что за дела? А ей ответили, что пригородные автобусы сегодня все отменили!
- Как отменили? – закричал Миша, появляясь на кухне. Он был ещё заспанный, в футболке наизнанку и в одном носке.
- Миша! – укоризненно посмотрела на него бабушка. – Ты что, закрытыми глазами одевался?
- Ну да, – зевнул он. – Я ещё не проснулся.
- Так и спал бы!
- Уснёшь тут, когда вы шумите на весь дом, – буркнул он и потянулся к чашке.
- Вот молодёжь! – воскликнул сосед. – Время уже десять утра почти, а он всё спит и спит!
Катя глянула на часы и в очередной раз удивилась тому, как Борис Иванович умеет округлять время. Она и раньше замечала, что у него какая-то своя система, но сейчас часы показывали только три минуты десятого.
Вслед за братом, а кухню, зевая и потягиваясь вышла Аня. Она пробормотала:
- Доброе утро, – и тоже потянулась за чашкой. Хорошо, что стол у них был большой и все прекрасно уместились.
- Вот и хорошо, что все проснулись, – сказал Борис Иванович. – Значица задача у нас такая: берём лопаты и чистим дорогу вручную, дружно всей деревней. А то Раиса Андреевна даже до медпункта в случае чего не доберётся. А случаи будут, это точно! Она ещё в праздники не отдыхала. То у старухи Анисимовой давление подскочит, то пьяного приведут. Короче, нужно дорогу расчистить, чтобы больных, раненых и косых в медпункт доставить на машине можно было. Снег всё валит и валит, не сидеть же сложа руки в ожидание трактора?
Все, кроме детей, закивали головами.
- Постой, Иваныч, – сказал вдруг Егор. – А как же Соловьёв? У него же трактор есть!
- Он с ночи в Покровку уехал, там снег чистит, – сердито ответил сосед. – Знаешь же, он за деньгу про родную деревню мигом забудет! А в Покровке у него родственников – половина села. Так что скоро он обратно вряд ли доедет. А у Валерки нашего и вовсе трактор поломался! Уже месяц чинит! Тьфу, металлолом!
- Чинит ли? – вздохнула Катя. Валера был мужчиной неплохим, работящим, но запойным. Она предполагала, что он трактор использует, чтобы сбежать от бдящей за ним супруги. А уж возле своего агрегата он спокойненько занимается любимыми горячительными напитками.
- Ну, спасибо за чай. Раз вы не против немного физкультурой заняться, пойду тогда, Сергеевых оповещу. Увидимся на улице! – с этими словами Борис Иванович встал, быстро оделся и вышел.
Все продолжали молча завтракать, пока тишину не нарушил Миша:
- А мне нужно друзей предупредить, что до них я сегодня не доберусь. Вот напасть! Вчера нужно было уехать, на вечернем.
- Не расстраивайся, – сказала ему мама сочувственно. – Поедешь завтра.
Но глубоко внутри она была рада этому снегопаду, подарившему им ещё один день с семьёй.
После завтрака было решено распределить обязанности:
- Мы с мамой пойдём чистить дорогу, а вы, – Егор указал на Аню, подразумевая её и Мишу, – будете чистить двор.
- А мы? – спросил дедушка возмущённо. – Мы тоже пойдём помогать.
- Деда Вася, у тебя же спина! – возмутилась Аня.
- Ничего, мы люди привычные, – упёрто заявил дед. – И тоже пойдём помогать!
- Да! – вставила бабушка. Ещё немного поспорив, но быстро поняв, что переубедить родителей не получится, Катя согласилась, чтобы они трудились вместе.
На улице уже активно работали соседи. Снег летел во все стороны! Пока все поздоровались, поздравили друг друга с Новым годом, непрекращающийся снегопад уже успел прикрыть почищенную часть дороги небольшим слоем снега.
- Да, конечно, если снег не перестанет идти, то с лопатами мы ещё не скоро расстанемся, – пробурчала вечно недовольная Яна, из дома напротив.
- Зима же! – с улыбкой воскликнула Катя. – Мы с ними так и так не расстанемся. До весны.
И она принялась за чистку. Остальные тоже подключились, и работа закипела. Большой компанией всё почистили очень быстро, поэтому отправились помогать детям. А дед Вася пошёл проверить свою Искру.
- Жаль, на ней до города не добраться, – вздохнул Миша, подходя к деду.
- Почему не добраться? Добраться. Но только если месиво на дороге, Искра устать может. А если реагенты уже насыпали? Нет, я копытца своей любимицы портить не дам! – решительно заявил дедушка.
- А давайте горку построим? – воодушевлённо предложила Аня. – Как в детстве! И снег особо бросать не нужно. У нас по всему участку кучки уже неплохие.
- Давайте, – поддержал сестру Миша. – Не дома же весь день сидеть! Только чур строим очень высокую горку! Чтобы дух захватывало!
В шесть пар рук накидали и правда приличную по высоте гору. Потом дружно обкладывали её мокрым снегом, чтобы с утра уже прокатиться.
- Да, глупое дело мы затеяли, – сказал Егор.
- Это почему? – спросила отца Аня.
- А потому, что застыть она, конечно, застынет, да только уже с утра лёд будет покрыт слоем снега. Чтобы скатиться придётся снова лопатами работать!
Снегопад, к слову, не прекращался. Иногда снег шёл чуть меньше, иногда усиливался. Но весь день он заботливо укрывал почищенные тропики.
- Ладно, не будем грустить! – воскликнула мама. – Идёмте лучше греться и обедать. Время-то видели? Два часа, а мы не ели!
- И правда, я проголодался, – сказал дед. – Но так хоть жирочек праздничный скинули! А то отъели животы да щёки!
Дружной компанией все ввалились дом, а Мурзик, шмыгнув между ног, отправился на улицу. Видимо хотел проконтролировать, что его люди там почистили.
- А я вот знаете, что не могу понять? – начал Миша за столом. – Как так, скажите мне, каждый год у нас никто не готов к снегу? Сейчас власти выступят, скажут, что на такое количество осадков они не рассчитывали. Тогда опять же возникает вопрос: а на какое рассчитывали? Зима же!
Его возмущение никто не поддержал. Катя с приподнятым настроением, накрывала стол, Егор размышлял о том, что вечером ещё раз снег почистить не помешает, а Аня втайне надеялась, что останется дома под вполне благовидным предлогом. А что? По телефону с девочками она, конечно же, будет стенать и плакаться, что стихия не даёт им возможность отметить праздники своей узкой компанией.
А бабушка с дедушкой ни о чём не думали и не переживали. Они люди-то простые. Снег так снег. На ровном месте паниковать не привыкшие.
- А что, если и завтра дорогу не почистят? – продолжил гнуть свою линию Миша.
- Не паникуй, – сказал Егор. – Иногда нужно просто смириться с неизбежным. А всем, кто завтра здесь остаётся, предлагаю устроить конкурс снеговиков! У кого получится самый большой и красивый, тот получит от меня приз.
- И какой? – живо поинтересовалась Аня.
Егор хитро оглядел всех и провёл сложенными пальцами возле губ, словно закрывая невидимый замок.
- Узнаете завтра.
- А что, дед, тряхнём стариной? – спросила баба Даша. – Мы тоже, знаете ли, снеговиков в своё время лепили…
- Махнём, – кивнул дедушка. – Покажем молодёжи, как лепить нужно!
- Так вы останетесь? – обрадовалась мама. – Тогда, может, уже и до Рождества задержитесь? Вместе отпразднуем!
- Подумаем, – серьёзно кивнул дедушка.
Миша ещё что-то пробурчал и отправился за компьютер. Аня с бабушкой ушли секретничать в комнату, дедушка с Егором, что-то обсуждая по поводу Искры, тоже вышли. А мама, оставшись одна, впервые сама себе озвучила желание:
«Хочу, чтобы Рождество мы встретили все вместе!»
Семья не была воцерковленной, хотя все были крещены в разное время. Но такие праздники, как Рождество, Крещение и Пасха они обязательно отмечали семейным обедом. И каждый год к 7 января Катя готовила всем подарки, сделанные своими руками. Это были носки, шарфы или варежки. В этом году она превзошла себя и связала каждому носки с красивым узором, потратив на них почти два месяца.
Успев мысленно расстроиться, что дети разъедутся, Катя с радостью почувствовала надежду, что все останутся дома. Всё же Рождество даже более семейный праздник, чем Новый год.
Но на следующий день, надежда, горевшая ярким пламенем внутри женщины, угасла.
Продолжение 👇
Не забывайте писать комментарии и ставить лайк!