Найти в Дзене

Святитель Нектарий Эгинский "о познании себя" [Глава IV, о нравственном законе, параграф 5]

О ПОЗНАНИИ СЕБЯ

Часть 2. Нравственное учение.

ГЛАВА IV. О НРАВСТВЕННОМ ЗАКОНЕ

5. О человеке, что он создан для того, чтобы быть нравственно-свободным существом и что он должен и поступать нравственно- свободно.

Поскольку человек создан для того, чтобы представлять, как бы в миниатюре, на земле Божественный образ Творца, именно поэтому он должен привести себя к какому-то

относительное соответствию свойствам Бога. Как образ Божий человек

должен быть существом с независимым разумом, самоосознаюшим и нравственно-свободным. Потому что быть без ума, зависимым, бессовестным и нравственно-несвободным — это

недостойно того высокого звания, к которому, по-видимому, он был призван, и [недостойно] той цели, для которой он был предназначен, и для того высокого места, на которое он был поднят человек, по превосходной воле Божественного Творца.

Человек удостаивается призвания и данного ему высокого положения, так как он оказывается существом разумным и свободным, обладающим сознанием самого себя. Эти отдельные нравственные силы раскрывают человека не только как потенциально

нравственно-свободного, но и способнго стать нравственно-свободным через свою волю и правильное использование своих полномочий.

Нравственная свобода есть результат призыва

и миссии человека и нравственных сил, которые он имеет в себе.

Ибо это изобилие нравственных сил было бы напрасным без нравственной

свободы. Нравственная свобода – это плод дерева, ради которого дерево было посажено. Без нее человек уподобился бы судьбе бессловесных животных. Тогда его разум сделалался бы более свирепым, животным и страстным. Он не мог бы занимать более высокое положение, чем животные. Только нравственная свобода облагораживает человека и возвышает его до положения, на которое не может претендовать ни одно из животных.

Если человек не был создан таким, чтобы он мог быть нравственно-свободным, то он не был создан и как нравственный человек, потому что за понятием нравственной свободы следует понятие нравственного человека. Так же, как понятие нравственного человека следует за понятие нравственной свободы.

Кто отрицает нравственную свободу человека, тот как бы отказывает ему в нравственности, так как без нравственной свободы нравственный закон не может существовать, по той причине, что только нравственная свобода может утвердить нравственный закон.

Там, где этого нет, там нет и нравственного закона. Там царят естественные законы, там нет духовных благ, там царят законы материи и их сила правит всем. Без моральной свободы человек становится рабом нравственного мышления.

И за его моральным рабством последует его духовное рабство. Это рабство подчинило бы себе не только его действия, но также и его мысли. Это ограничило бы их в очень узких границах. Принципы добра, блага, истины, справедливости были бы ему неизвестны. Он не знал бы, что безобразно, что дурно, что ложно, что несправедливо и т. д., потому что только нравственный закон и нравственная свобода учат этим понятиям. Слово «нравственный» было бы исключено из его лексикона, потому что всякое действие, являющееся результатом врожденного влечения, т. е. действием, совершаемос по необходимости, никоим образом не показывает нравственного характера [человека].

Так называемые нравственные поступки, когда они лишены своего нравственного характера, нравственной предрасположенности, не производят никакого впечатления, никакого ощущения в уме и сердце. В результате безрассудность сделает сердце бессознательным, а ум - вялым и бездействующим.

Бессознательность и лень, как серые тучи, будут покрывать и покрывать чудный образ Божественного Творца, так ярко и чудесно сотворенный Его творческой благодатью и в котором сияют благость, мудрость и всемогущество. Они будут мешать ему ясно видеть и познавать в образе своем Творца и Создателя вселенной.

Он не знал бы о Боге и Его Божественных свойствах и никогда не был бы в состоянии понять значение Божественного. Творение без разума и осознания никогда не восприняло бы Божество и не стало бы сознательно восхвалять, поклоняться и прославлять Бога, благодаря Его за обилие Его Божественных даров.

Человек без нравственной свободы был бы рабом своих страстей. Нравственная

свобода показывает его как нравственное существо, нравственно-свободное, как образ Божий.

Его разумная природа без нравственной свободы была бы беспомощной птицей и недостатком природы.

Если бы человеческая природа была свободна от нравственной свобода она бы продемонстрировала [этим] какое-то несовершенство творения, его бесцельность [бессмысленность], что было бы совершенно несовместимо с Божественной мудростью и благостью.

Разумная природа человека требует свободы по мере необходимости.

Вследствие этого и налагается на него обязанность иметь свою волю,

как нравственно-свободное существо. Поскольку человек является мыслящим существом, он также и самостоятельный и способный стать нравственно - свободным по своей воле.

Кто зависим и несвободен, кто подчинен влечениям своих желаний и своих побуждений, тот неспособен двигаться к добру, так как он подчинен врожденному влечению. Итак, когда влечения вынуждают его избрать страсть, а не добродетель, то не растрачивается ли [впустую] сила ума, призванного различать качество поступков?

А что тогда сказать о разумности? Слепая покорность врожденным побуждениям, с одной стороны, и рациональный ум, с другой, - это два взаимоисключающих понятия, ибо оба имеют силу, которая кажется более сильной, чем другая. Итак, если человек подчиняется своим влечениям, то в чем [тогда заключается его] разумность?

Однако если он разумное существо, то как же он подчиняется побуждениям? То, что человек есть разумное существо, никем не оспаривается, но так как понятие разумного подразумевает и понятие свободного, то человек не должен подчиняться своим врожденным побуждениям, потому что дух по своей природе свободен и независим и ничему не подчиняется.

Человек, предоставленный своим врожденным влечениям, не может обладать разумной душой, потому что разумная душа должна действовать свободно. Разумная природа самодвижна и поэтому она свободна. И поскольку она самодвижна, она еще и обладает свободной волей, что бы [человек] ни делал, он делает это по выбору, а не по необходимости. Что бы вы ни делали, вы делаете это добровольно, а не по принуждению. Так что разумная душа убеждена в том, что она разумна, самостоятельна и свободна, она также нравственно - свободна и у нее есть совесть, совесть качества своих поступков.

Без свободы существования она находится под властью другого, под руководством другого, и, таким образом, укрепляется нравственная свобода и собственная воля. Она свободна, не имеет совести и не знает, что делать. Но все же о человеке свидетельствуется, что он умный и глупый, на основании того, как он проявил красоту этих добродетелей.

В заключение [скажем, что] человек - это и разумное и самоосознающее [себя существо], он имеет разумную душу, свободную волю, осознание себя, качества своих действий и, следовательно, он нравственно свободен.

Продолжение следует! В следующей публикации будет представлен 6 параграф четвертой главы на тему: О том, что человеческие поступки говорят о нем, как об нравственно-свободном существе.

Если статья Вам понравилась, перешлите статью Вашим друзьям и знакомым, поставьте понравилось, оцените статью👍, подписывайтесь на канал и рекомендуйте его знакомым!

Переводы данного труда имеют авторское право, не могут нигде публиковаться без согласия переводчика.

Иерей Александр Сергеев