Найти тему
Синий Сайт

Какое лицо выбрать автору? Разновидности повествования от 3-го лица. Смешанное. Безличное. Ч.3

Оглавление

Часть 1
Часть 2

4. От третьего лица (от конкретного персонажа. Синонимы: ограниченного лица, приближенного лица)

Возможно, вы все-таки решили вести повествование от третьего лица, но в то же время не желаете играть общую режиссёрскую роль. Возможно, вы хотите сконцентрировать внимание читателей на человеке или группе людей в течение всего повествования. Тогда следует использовать ограниченное третье лицо. Таким образом, вы как бы встанете за спиной героя или героев, наблюдаете, но при этом не вмешиваетесь, аналогично предыдущему описанному типу.

Следует для себя сразу же опередить кругозор — будете ли вы просто выглядывать из-за плеча персонажа или же видеть все вокруг.

Иван не стал торопиться, открыл дверь в отсек перед общей каютой, вошел, замер и прислушался. Он отчетливо уловил хриплый басок капитана Эпикура Ивановича Мыслякова – волка космических дорог. Ему вторил птичьим тенорком штурман Коллайдер Сивушкин. Иногда, по необычному сюсюкающему акценту, юнга понимал, что в разговор встревает радист Стоката Муравкоме. Иногда же все перебивал громкий смех корабельного доктора Адольфа Крюгера, которого Ваня ненавидел всеми фибрами души – ведь именно он втянул паренька в эту грязную авантюру, которую все почему-то назвали подвигом.
Иван так и не разобрал слов, поэтому решительно отодвинул двери и тут же был оглушен возгласами, что он – герой, что он не понимает, на что решается, что радиограммы от юнги придут на землю вовремя и что идиотская улыбка очень идет к его рыжим волосам и голубым глазам. Спас юнгу кок Первомай Кошкин, который торжественно внес в каюту «прощальный» поднос с шампанским и бокалами.

Главные плюсы:

► Автор показывает все через восприятие вашего героя, не отвлекая от него внимание читателей.

► Автор оправданно использует речь героя, его привычки, манеры, показывает его знания или незнания чего-либо.

► Автор может делиться с читателем информацией, неизвестной герою. Рассказать о нем, описать его внешность и т.д. В нам примере Иван мог и не знать, что именно Крюгер затеял авантюру.

► Автор может легко передать отношение к герою других действующих лиц.

► Автор может констатировать или объяснить факт, известный герою, в то время как герою этого делать не обязательно.

«Подводные камни»:

► Будьте предельно постоянны: читатели, которым автор позволял заглядывать буквально в каждый угол, придут в недоумение, если вдруг на них наденут шоры.

► Нужно всегда помнить, что автор видит то же, что и герой.

Нельзя! Иван долго стоял у двери в каюту. Ноги у него затекли и посинели. Щеки же, наоборот, окрасились румянцем.

Иван не может видеть посинение ног, если он в штанах и носках, и не может видеть – только чувствовать жар румянца.

5. От третьего лица (от фокальных персонажей)

Иван не стал торопиться, открыл дверь в отсек перед общей каютой, вошел, замер и прислушался. Он отчетливо уловил хриплый басок капитана Эпикура Ивановича Мыслякова – волка космических дорог. Ему вторил птичьим тенорком штурман Коллайдер Сивушкин. Иногда, по необычному сюсюкающему акценту, юнга понимал, что в разговор встревает радист Стоката Муравкоме. Иногда же все перебивал громкий смех корабельного доктора Адольфа Крюгера, которого Ваня ненавидел всеми фибрами души – ведь именно он втянул паренька в эту грязную авантюру, которую все почему-то назвали подвигом.
Иван так и не разобрал слов, поэтому решительно отодвинул двери и тут же был оглушен возгласами:
– А вот и наш герой пожаловал, – пробасил капитан, отвлекаясь от созерцания разноцветных огоньков в тумане иллюминатора.
Коллайдер Сивушкин вскочил, уронил стул, почувствовав, как в ногу впивается острая ножка, и завопил:
– Нет, парень, ты не понимаешь, на что решаешься!
Стоката вскользь заметил, что уже отправляет радиограмму, и застучал ключом, выводя слово» мама» и одновременно почесывая бедро через тонкую ткань комбинезона.
– Идиотская улыбка тебе к лицу, – заметил доктор Адольф Крюгер, пряча за спину рентгеновский снимок.
Тут кок Первомай Кошкин, торжественно внес в каюту «прощальный» поднос с шампанским и бокалами, которые он чуть было не уронил в коридоре из-за сильной качки.
(И. Мармадьюк «Вакуум»)

Красиво? Не очень… Все смешалось и перепуталось, именно потому что автор хотел передать сцену сразу глазами всех. Пожалуй, начнем сразу с «подводных камней»:

► Для маленького произведения выбор такого повествования часто губителен.

► Часто автор мечется от одного героя к другому, чем создает хаос. Рекомендуется для одной сцены выбирать одного фокального персонажа или продумать последовательность.

Иван Мармадьюк → капитан Эпикур Мысляков → штурман Коллайдер Сивушкин → радист японец Стоката Муравкоме → корабельный доктор Адольф Крюгер → кок Первомай Кошкин.

► Нужно все время помнить, что в сцене фокальный персонаж превращается в ограниченное лицо, а значит нельзя говорить о том, что не входит в его поле зрения.

6. Смешанное

Кроме самостоятельного использования каждого типа повествования, возможно их комбинирование. Для чего? Чтобы показать ваш мир с различных точек. Осмотреть, словно драгоценность, каждую грань. Тут сразу же следует определиться, что же вы будете показывать читателям, тем или иным способом.

Допустим, вы выбрали основным повествование от первого лица. Таким образом, вы сможете ярче передать чувства, эмоции и мысли главного героя. Картинка будет яркой. Но ваш герой наверняка не изолирован от остального мира. Возможно, у него есть друг/подруга/родственник/вторая половинка и так далее. И у второго по значимости героя тоже есть свое прошлое, мечты и страхи, он ничем не отличается от главного героя (разве что находится на втором плане). И для описания второстепенного персонажа можно использовать третье или второе лицо. Избавившись от субъективности взгляда нашего главного героя, мы можем понять героев второго плана, узнать их лучше, разглядеть и проанализировать. И наш мир уже получит объем и многогранность.

7. Безличное

И, наконец, безличное повествование:

Смеркалось…

***

Автор, вы вольны выбирать позицию для повествования, как угодно вашей творческой идее. Можно взглянуть на мир с позиции бога, охватить сразу всё, проследить истории множества персонажей. Можно смиренно встать за спину любимому герою, смотреть, как он живет в выдуманном вами мире и как поступает. Или на нелегком пути выдуманного сюжета вы захотите встать плечом к плечу со своим персонажем, как друг или соучастник, и сопереживать ему. Либо все-таки желаете взглянуть глазами персонажа, прочувствовать всё, пощупать, потрогать и пережить увлекательные приключения. Вам решать. Точек обзора достаточно для выбора. Все зависит только от того, что вы хотите показать читателю.

Дерзайте и у вас всё получится!

Примечание о смысловых ляпах:
корабль несется в просторах космоса…
Куча отсеков на корабле не нужна, ровно как и дверей, особенно, в общую каюту.
Иллюминаторов, как правило, нет, а если нет, то в них нельзя увидеть разноцветные огоньки звезд.
Рация с ключом – прошлый век.
Ключом нельзя выбивать слово «мама».
Качки на космическом корабле не бывает.

Авторы:
Alizeskis, Almond
Статья на сайте
Не пропустите новые публикации, подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее! Приносите своё творчество на
Синий Сайт! Самые интересные работы познают Дзен.
#синий сайт #наши авторы #что почитать #