За что сегодня все еще можно любить лучшую серию игр про Брюса Уэйна и его альтерэго
Было у меня давнее желание – пройти все четыре игры про Бэтмена серии Arkham подряд, одну за другой. Не то чтобы эта серия отличалась каким-то очень последовательным сюжетом. Скорее, хотелось погрузиться с головой в классную атмосферу, которой она всегда славилась. И вот, это, наконец, удалось.
И… при максимально приближении, спустя годы, эти игры открываются по-новому. Где-то устаревшие, а в чем-то – на голову выше многих современных релизов. Так что сегодня последовательно пройдемся по каждой из четырех игр в порядке сюжетного повествования (а не хронологии выхода). Сразу скажу, что большим знатоком комиксов про Бэтса я не являюсь, так что, если что - поправляйте.
Разберем особенности каждой из игр и их место в общем повествовании. Заправляем бэтмобиль, и поехали!
Arkham Origins (2013)
Особенности: вторичность по отношению к другим играм серии, более реалистичная графика, серьезное раскрытие персонажей
Вокруг этой игры до сих пор продолжаются споры. Дело в том, что разрабатывала ее не Rocksteady Studios, сделавшая эту серию популярной, а WB Games Montreal (напомним, что права на DC принадлежат Warner Bros.). Плюс к тому Origins не продолжала серию, а… начинала ее. То есть в Arkham Asylum мы играем за уже сложившегося мстителя, игра начинается не с чистого листа. Origins же устраняет этот пробел, поступательно развивая личность Брюса Эйна, а также показывая появление каждого из злодеев в его судьбе.
Я сейчас скажу крамольную вещь, но для меня Arkham Origins – самая любимая часть серии. Я бы не назвал ее «лучшей». Она практически полностью вторична по отношению к играм Rocksteady – как геймплейно, так и идейно. Однако есть в ней какой-то градус серьезности, который, на мой взгляд, отсутствует в Arkham Asylum и Arkham City.
Было бы странно предъявлять к играм по комиксам претензию по поводу того, что они… очень комиксовые. Но Нолан в свое время подарил нам достаточно серьезного Бэтмена, и Origins, как мне кажется, хорошо передает этот переход к более взрослому персонажу.
Итак, у нас есть одна предрождественская ночь, чтобы навести порядок в охваченном хаосом Готэме. Черная маска объявляет награду за голову «летучмыша», и из всех углов на нас набрасываются многочисленные злодеи – от Светлячка и Бэйна до Детстроука и подручных Рас аль Гула. Здесь мы впервые встречаемся с Барбарой Гордон и видим становление Бэтмена. Главный герой здесь более человечный и понятный. Он не просто «Бэтмен», как во всех остальных частях серии, а именно живой персонаж, с какими-то эмоциями и философией.
Отличается и сам Готэм. Если присмотреться к прочим играм серии, то станет понятно, что Готэм там – никакой не город. А некая зона боевых действий, где нет гражданских лиц. Это просто большая арена для сражения с преступностью. В Origins же мы видим хоть и мрачный, но настоящий и довольно уютный город, который застыл в ожидании Рождества. Да, преступников здесь тоже много, но тебя не покидает ощущение, что где-то там, за окнами, живут настоящие люди, которые хотят порядка на улицах.
Геймплейно, правда, Arkham Origins практически ничем не отличается от других частей серии. Хотя чисто визуально, на мой субъективный взгляд, она великолепна до сих пор. «Варнеры» хорошо поработали над графикой, и сделали Origins более реалистичной в визуальном плане.
А вот что откровенно не радует – так это совсем короткое DLC Сold, Cold Heart, призванное познакомить нас с Мистером Фризом. Прямо скажем – несмотря на неплохой сюжет и атмосферу, смотрится такое дополнение к игре достаточно халтурно. Оно не особо хорошо раскрывает главного антагониста, и проходится буквально за пару часов, мало что предлагая в части геймплея.
Arkham Asylum (2009)
Особенности: отсутствие полноценного открытого мира, хорошее, но не особо серьезное повествование. Уже присутствуют все элементы, которыми потом будет "жить" серия
Первая игра в серии, и сразу – очень популярная. В свое время и критики, и геймеры отмечали, что Rocksteady Studios удалось по-настоящему «оживить» на экране мир Бэтмена, со всеми его криповыми персонажами.
Да, как и в Origins, главный антагонист здесь – это Джокер. Вот только он совсем другой, как и все в Arkham Asylum. Игра не претендует на максимальный реализм. Она очень комиксовая, гиперболизированная, но при этом тоже весьма атмосферная. Хотя и тут все неоднозначно, поскольку местами комиксы, на которых базировалась Arkham Asylum, воспринимаются более мрачно и серьезно, чем сама игра.
Нас с места в карьер запускают в лечебницу Аркхэм, где Джокер вздумал устроить бунт. И со всеми персонажами знакомят уже в процессе, в основном посредством аудиофайлов или текстовых данных в журнале. Брюс Уэйн здесь героический герой – особой глубиной персонаж не обладает, но своя харизма у него имеется.
Впрочем, главная заслуга Arkham Asylum – это, конечно же, геймплей. Собственно, в первой части и была заложена его база. Сражения с кучами врагов на кулаках сменяются стелсом с подвешиванием бандитов с огнестрельным оружием верх ногами. На месте и квесты Загадочника. И уже здесь они понравятся только коллекционерам – потому что собирать все это не особо увлекательно.
Сейчас, по прошествии многих лет, в глаза бросаются и многочисленные изъяны Arkham Asylum. Главный, наверное – это боссы. Тут фантазии Rocksteady мало на что хватило. На нас постоянно спускают практически одинаковых «джаггернаутов», которые устраняются абсолютно идентично. И даже Бэйн – это, по сути, точно такой же джаггернаут. Да что там – даже финальный босс, Джокер, тоже здесь… джаггернаут. За что игру еще на релизе ругали особенно сильно.
Также сегодня уже несколько напрягают эпизоды с Пугалом с видом сбоку. Они, конечно, красивые и атмосферные, но геймплейно сейчас уже воспринимаются совсем уныло.
Сегодня немного устарела и графика игры. Хотя и некритично – если вам понравится геймплей, то и визуал особо резать глаза не будет.
Особо стоит упомянуть то, что Arkham Asylum – единственная часть в серии без открытого мира. Вернее, он здесь есть, но очень условный. В основном мы перемещаемся достаточно коридорно, и постоянно заперты в стенах корпусов лечебницы. Впрочем, это хорошо обыграно сюжетно и геймплейно, так что само по себе минусом не является.
Arkham City (2011)
Особенности: отличный открытый мир и сюжет, графика немного устарела, тонна разнообразного геймплея, можем играть за разных персонажей
Начиная с этой части серия вышла в большой открытый мир. Правда, это еще не совсем Готэм. По сюжету, решив, что старая тюрьма «Блэкгейт» не в состоянии удержать заключенных (да еще таких как Джокер), мэр Готэма Квинси Шарп создает новую тюрьму под названием Arkham City. По сути, этой такой «зоопарк» под открытым небом, где преступники могут спокойно передвигаться, пока не попытаются сбежать. Попадает туда и Брюс Уэйн, похищенный наемниками из организации «Тайгер». Так он узнает про план надзирателя тюрьмы Хьюго Стренджа осуществить некий «Протокол 10». Что это такое – нам и предстоит узнать.
Игра является прямым продолжением Arkham Asylum. Джокер здесь болеет после интоксикации, вызванной его превращением в мутанта в прошлой части. В остальном же события развиваются в новом русле, появляется множество новых персонажей и т.д.
В Arkham City Rocksteady Studios уже развернулись по полной. Это настоящий и достаточно обширный открытый мир, который предоставляет нам реальную свободу перемещений. В любой части карты нас ждет множество квестов. Именно здесь появляются и глобальные задания – вроде квеста Мистера Зсасза, который грозится кого-нибудь «порешить», если мы за отведенное время не доберемся до другой части Arkham City. Позднее то же самое будет, к примеру, с персонажем Анарки в Arkham Origins.
Если кратко, то Arkham City – это в каком-то смысле улучшенная версия Arkham Asylum. Основа та же, но разнообразия и свободы намного больше. Играть мы теперь можем не только за Бэтмена, но и, к примеру, за Женщину-Кошку – правда, не в любой момент, а когда это сюжетно обусловлено. И при масштабировании нарративная часть игры нисколько не пострадала – персонажи классные, истории захватывающие. Разве что… все опять очень «комиксово» и гипертрофировано. Но еще раз – это уже на любителя, и упрекать Rocksteady Studios в подобном ни в коем случае нельзя.
Геймплейно же Arkham City и сегодня очень сильно радует. Появляется то самое ощущение «надзирающего за Готэмом Темного рыцаря», которое будет и в двух последующих частях серии. Графика, правда, по сравнению с Arkham Asylum не особенно сильно шагнула вперед. Но этого «не особенно сильно» уже достаточно для того, чтобы и в 2023 году в игру вполне можно было играть без рези в глазах.
Arkham Knight (2015)
Особенности: много геймплея в бэтмобиле, много гринда ради правильной концовки, отличная графика, мрачное повествование
На сегодняшний день – финальный аккорд серии Batman Arkham. Да, здесь у нас снова творение Rocksteady Studios, а не WB Games Montreal. Однако перерыв с 2011 по 2015 годы дал о себе знать. «Рокстеди» тоже сильно ушли в серьезность - что, на мой субъективный взгляд, пошло игре на пользу. Готэм в Arkham Knight – вероятно, самое мрачное место в серии.
Правда, как уже было сказано до этого, мы здесь имеем не какой-то живой и настоящий город. Согласно сюжету, Пугало напугал всех токсичной бомбой, и жители попросту покинули мегаполис. Теперь – это гигантский полигон, где Бэтмен будет разбираться с последствиями больной фантазии Пугала, махинациями Рыцаря Аркхэма (косплеещий Бэтса товарищ) и так далее.
Что же до Джокера, то он… да, умер. Его тело было предано огню в предыдущей части. Но Rocksteady Studios изящно вышли из положения, «поселив» главного противника Бэтмена у него в голове. Да, странный токсичный тип, комментирующий все вокруг по поводу и без – все это было задолго до появления Джонни Сильверхэнда в Cyberpunk 2077.
В целом же, как и всегда у Rocksteady, персонажи достаточно ходульные - ты не веришь, что это живые люди. Они говорят шаблонными фразами, угрожают шаблонными вещами, и мотивация у них тоже совсем примитивная.
Графика сильно выросла в качестве, и по картинке Arkham Knight – лучшая часть серии. Геймплейно все тоже в целом отлично. Все придуманные до этого механики масштабировались и усовершенствовались. Разбираться с бандитами теперь особенно интересно, вот только… Видимо, даже сами «Рокстеди» понимали, что это братство «арен на кулаках» и «стелса с горгульями» надо чем-то разбавлять. И сделали ставку на бэтмобиль.
Механика транспорта, безусловно, выполнена в игре на высоте. Мы теперь и сражаемся на колесах, и выполняем всякие трюки, и участвуем в гонках Загадочника. Но местами не покидает ощущение, что Arkham Knight – это игра не про Бэтмена, а про его средство передвижения. Слишком уж его много, каким бы классным оно ни было. И мне в этом плане больше импонирует тот же Origins, где Бэтмен еще был Бэтменом, и делал все собственными шипастыми ручками.
Что же касается этих гонок Загадочника и сбора всех трофеев… На мой взгляд, Rocksteady Studios совершили огромную ошибку, привязав получение правильной концовки к решению всех загадок Загадочника. Давайте говорить прямо – все эти забавы Риддлера никогда не были особо интересным времяпрепровождением, о какой бы части Batman Arkham мы ни говорили. Но раньше все это было добровольным. Теперь же, если не соберем все загадки – не сцапаем Загадочника. А не сцапаем Загадочника – не увидим, что же на самом деле произошло после взрыва поместья Уэйнов. И это… крайне спорное решение.
Впрочем, если вы готовы к тому, чтобы увидеть настоящий финал на YouTube, а от игры хотите просто получить удовольствие, не впадая в «задротство», то Arkham Knight – просто великолепна. Безусловно, это одна из лучших игр про Бэтмена, которая достойно завершила серию.
Впрочем, каждая игра серии Batman Arkham достойна того, чтобы познакомиться с ней поближе. Причем не особо важно, в каком порядке – сюжетная связь между играми присутствует, но она достаточно условная. Проблемой серии, пожалуй, является только то, что геймплейно она постоянно предлагает нам одни и те же активности, хотя и что-то новое время от времени тоже появляется. А еще жаль, что новые игры в сеттинге пока и близко не смогли дотянуться до уровня Batman Arkham. Да, это я про тебя, Gotham Knights.
А вам нравятся игры серии Batman Arkham? Пишите в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!