Найти тему
Наше наследие

Мунь Каллса – саамский Дед Мороз из Мурманской области

Саамский Мунь Каллса из Ловозера считает, что богатство и счастье саамов можно обозначить одним словом – вуэссь. «Вуэссь» с саамского переводится на русский как «оленёнок», а богатство заключается в оленьих стадах и чистых реках, полных рыбы.

-2

Дословно имя новогоднего волшебника Мунь Каллса могут перевести только сами саамы. «Каллса» (kääˊlles) на саамском языке означает «старик». «Мунь» многие переводят как «мороз», но подтверждения этому найти не удалось. Есть река Муна в Мурманской области, есть слово «мун» (мой/моя/моё; мӣн – наш/наша/наши). Так что Мунь Каллса может быть и Дедом Морозом, и Моим Дедушкой, и Стариком с реки Мун.

-3

Живёт саамский Дед Мороз – доброжелательный волшебник и лесной дух – в Ловозере. Село Ловозеро (Луяввьр, Луявьр-сыййт, Лойъяврсийт, Селение сильных у озера) Ловозерского района Мурманской области, часто называют столицей русской Лапландии – одно из древнейших поселений на Кольском полуострове. Как следует из названия, село расположено вблизи одноименного озера. Ловозеро считается культурной столицей российских саами (лапландцев).

-4

Новогодняя резиденция Мунь Каллса располагается в Национальном культурном центре, бережно хранящем культурное наследие коми и саамов. Архитектурное решение здания этно-комплекса выполнено в форме саамской куваксы (шалаш, чум). Есть в Ловозере небольшой музей истории кольских саамов, хаски-парк, деревня Самь Сыйт с оленями, ездовыми лайками, енотами и кроликами В Ловозерском районе часто проводят «Самь сир» (зимние спортивные саамские игры), праздники и фестивали, в том числе международные.

У Мунь Каллса, как и у Деда Мороза, есть внучка Вэдз Нийта. Вместе с дедом она проживает в Заполярье. А любимым транспортным средством саамского Деда Мороза является тройка северных оленей. Считается, что Мунь Каллса помогает заблудившимся путникам найти дорогу и вывести их к людям. А ещё дед дышит на оконные стёкла, покрывая их красивыми узорами, стучит по деревьям посохом и дарит подарки.

Внешность Мунь Каллса сильно отличается от привычного для нас новогоднего чародея-дарителя. У него нет роскошной долгополой богатой шубы. Саамский Дед Мороз более, чем скромен – вместо шубы грязно-голубой или серый тулуп, да и седая борода не такая большая. Нарядными и яркими у Мунь Каллса смотрятся только, украшенные национальным орнаментом, вязанные гетры, отделка на тулупе, варежки и шапка. Варежки, кстати, не простые, а волшебные.

В одеянии сказочного волшебника также вызывают удивление и восхищение яры (еррь; высокие сапоги) или каньги (коаммэ; низкие сапоги) с загнутыми вверх носами – зимняя традиционная обувь саами.

У саамского новогоднего чародея есть волшебный котёл. В нём Мунь Каллса разжигает магический костер, после чего гости бросают в огонь записки с заветными желаниями, которые должны обязательно исполниться.

А ещё заполярный Дед Мороз сам печёт печенье; может танцевать саамскую кадриль или исполнять «Летящую душу» под самый настоящий шаманский бубен. И спутником-помощником Мунь Каллса, вместе со сказочными Чахкли, часто выступает нойда («хороший» саамский шаман). Чахкли – гномы, они живут под землёй, ездят на крошечных оленях и носят мешочки с золотом. Гномы могут быть и не слишком добрыми, а порой даже способны вредить людям. Но с Мунь Каллса они всегда веселы, щедры и добры.

С 2010 года в Мурманской области действовал международный культурный проект, в рамках которого на встречу «самого морозного уровня» приезжали российские и скандинавские Деды Морозы. Почему скандинавские? Потому что исторически сложилось так, что именно саамы проживают и на территории России, и на территории Норвегии, Швеции, Финляндии. Поэтому в гости к Ловозеровскому Мунь Каллса наведывался норвежский Юле Ниссе(Юлениссе) со своим похожим на гнома братом-морозом и помощницами Юлей и Киной, Лапландский Дед Мороз из рядом расположенного заповедника и финский коллега Йолоупукки.

Ловозеро находится в центре Кольского полуострова. Рядом с селом, отметившим в 2017 году своё 500-летие, помимо рек и озёр, расположен горный массив с геологическим возрастом около 390 млн лет, а напротив – раскинула свои просторы бесконечная северная тундра. Короткий полярный день сменяет длинная полярная ночь, а в ночном небе можно наблюдать всполохи северного сияния. Здесь бережно сохраняют и возрождают этнографические, ремесленные, фольклорные и языковые традиции коренных народов севера.

Кстати, недавно открылся ещё один центр самобытной культуры саамов в селе Тулома Кольского района Мурманской области.