Найти тему
Архивариус Кот

«А напоследок я скажу…»

(«Бесприданница»)

Вот так, строкой, как мне представляется, не слишком подходящей к пьесе, я начинаю последнюю статью о ней.

Да, цикл статей о «Бесприданнице» подошёл к концу. Остался ещё довольно интересный для меня персонаж – Робинзон, но о нём я постараюсь написать позднее, когда обращусь к пьесам Островского об актёрском мире.

В одном из комментариев было сказано: «Я выражу Автору общую просьбу - позволить нам в одной из статей обсудить последствия этой истории для жителей и гостей города. Может получиться интересно». Если у кого-то подобное обсуждение может вызвать интерес, естественно, никаких возражений у меня не возникнет, однако хочу сказать, что сама в подобных разборах участвовать не стану. Конечно же, и у меня есть свои представления о будущем героев, но это именно мои представления, возможно, ничего общего не имеющие с теми, которые были у автора.

Я знаю, что было немало попыток «продолжить» знаменитые художественные произведения, делали это как талантливые люди (например, Е.П.Ростопчина, «продолжившая» «Горе от ума»), так и, простите, откровенные бездарности – вспоминаю, как лет двадцать назад рекламировалось «продолжение» «Войны и мира» под названием «Пьер и Наташа» (сама не только не читала, но и в руках не держала, хотя на полке в магазине видела, но, поскольку позже никто это «произведение» не вспоминал, выводы о нём делаю довольно однозначные) или «продолжение» «Графа Монте-Кристо», где герой мстил своему «однофамильцу» Дантесу (ссылки на «сей роман» мне давали, доказывая тождество Пушкина и Дюма, однако, полистав его, – а это я сделала - в своё время поняла, что «сие глубокое творенье» не вышло из-под пера ни Пушкина, ни Дюма, а просто сфабриковано наживы ради в наши дни).

Уподобляться подобным «продолжателям» я желания не имею, но, если кто-то захочет этим заняться, как говорится, его дело. Хотя некоторые рассуждения комментаторов о возможностях, которые были у Ларисы, меня несколько удивили (я об этом писала) своим незнанием особенностей времени.

Естественно, в процессе обсуждения драмы постоянно поднимался вопрос о её воплощениях.

Хорошо известно, что первые представления пьесы прошли не слишком удачно, несмотря на исполнение роли Ларисы Г.Н.Федотовой, М.Н.Ермоловой, М.Г.Савиной. Скупые цифры из комментария к пьесе в собрании сочинений писателя: «В Малом театре с 1878 по 1890 г. она прошла всего 37 раз, а с 1890 по 1896 г. она не ставилась ни Малым, ни Александринским театром». Репертуарной пьеса стала лишь после исполнения главной роли В.Ф.Комиссаржевской (1896 год) и с тех пор со сцены не сходила.

Лариса – В.Ф.Комиссаржевская
Лариса – В.Ф.Комиссаржевская

Мне не пришлось увидеть эту пьесу на сцене, поэтому сужу об исполнительницах лишь по кино- и теле-воплощениям. Что могу сказать? Возможно, вновь вызову гнев многих моим ретроградством, но для меня, из трёх занятых в них исполнительниц, Лариса – только Алисова. Да, кому-то сейчас её игра покажется не слишком естественной, кто-то придерётся ещё к чему-нибудь, но, тем не менее, никого рядом поставить я не могу.

Об экранизации Рязанова я уже много писала, в том числе и о моём отношении к понятию «по мотивам», когда слишком густо это смешано с подлинным текстом, да к тому же – и с первым фильмом (подчас до смешного: и у Протазанова, и у Рязанова есть – ещё в «предыстории» - сцена с предложением продать «Ласточку» и отказом Паратова, и у того, и у другого Огудалова бранит прислугу на лишние траты; литературоведы с юмором вспоминают попа, играющего в карты у Огудаловых, – так ведь и у Рязанова он есть!). Сейчас только о Ларисе. Для меня она, извините, никакая, и дело даже не в том, что образ создавался, по существу, тремя актрисами (сама роль, озвучание, вокал), - просто бродящая, как тень, хорошенькая девушка, как мне показалось, напрочь лишённая темперамента, - разве это Лариса? И снова сравнение не в пользу «Жестокого романса» - танец Ларисы: у Рязанова, по существу, только крупные планы, танца как такового нет, в старом же фильме… Впрочем, кто хочет – сам увидит (скан, увы, очень плох, но найти что-то лучшее не смогла).

-3

Меня просили высказать мнение о телеспектакле с Т.Дорониной в роли Ларисы. В своё время я его не видела, познакомилась с постановкой несколько дней назад.

Начала смотреть с ожиданием полного ужаса, может быть, именно поэтому не очень возмущалась в итоге. Но что могу сказать?

Справедливости ради замечу, что какие-то отдельные реплики услышала как будто впервые, по-другому их осмыслив. Но в целом была поражена слишком уж странным подбором трёх центральных исполнителей: мне показалось, что старались пригласить артистов, абсолютно не подходивших на эти роли. В принципе все неплохо играют, но полное несоответствие персонажам не позволяет говорить о воплощении героев Островского.

Можно по-разному относиться к Дорониной (я – достаточно спокойно: не поклонница её, но и отторжения не вызывает), однако здесь, думается мне, роль совсем не для неё, ни по темпераменту, ни по возрасту (ведь бесчисленные крупные планы молодости не прибавляют). Примерно то же могу сказать и о Паратове с Карандышевым (хотя и В.Гафта, и А.Джигарханяна люблю) – совсем «из другой оперы».

Мне кажется, это и не Карандышев, и не Лариса
Мне кажется, это и не Карандышев, и не Лариса

Остальные исполнители, скорее, понравились, но свита не сделала короля…

И поразила какая-то грубая отсебятина, когда Вася избивает Робинзона, - зачем это? Почему в конце вдруг запылала кофейная, выстроенная на экране так, что кое-кто из моих комментаторов принял её за «Ласточку»? Хотя откровенных искажений, как в рязановском фильме, я здесь и не увидела.

Буквально вчера прочитала в Дзене отзыв о новой постановке в театре им. Моссовета, сделав вывод, что мне от этого спектакля нужно держаться на расстоянии минимум пушечного выстрела.

Так что жду – может быть, всё же дождусь «своей» «Бесприданницы»…

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского - здесь