Найти в Дзене
Учитель первый твой

"Что в лоб, что в КОЛБУ". Работа с фразеологизмами в начальной школе.

Часть 1 Сегодня снова хочу оседлать любимого конька и начать разговор с вами, читатели, о языковом развитии школьников. Цитата в названии - из рабочей тетради моей ученицы. Наверняка многие из вас замечали, что работа с фразеологизмами, синонимами, антонимами в начальной (да и средней-старшей) школе - дело весьма непростое и хлопотное. Причины разные: ученики мало читают хороших книг, у ребят небольшой активный словарный запас, наблюдается общая тенденция к упрощению устной и письменной речи, реже слышат школьники богатую образную речь в окружающей их среде и прочее, прочее. Однако, как говорится, "чем дело сложнее, тем оно важнее". Поэтому поделюсь сегодня разными любопытными методами и приёмами, чтобы эта лексическая работа была интересна ученикам, а для педагога - в радость. Фразеологи́зм — свойственное определённому языку устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав. Википедия Фразеологизмы делают нашу речь образ
Фразеологизм "без царя в голове"
Фразеологизм "без царя в голове"

Часть 1

Сегодня снова хочу оседлать любимого конька и начать разговор с вами, читатели, о языковом развитии школьников. Цитата в названии - из рабочей тетради моей ученицы.

Наверняка многие из вас замечали, что работа с фразеологизмами, синонимами, антонимами в начальной (да и средней-старшей) школе - дело весьма непростое и хлопотное. Причины разные: ученики мало читают хороших книг, у ребят небольшой активный словарный запас, наблюдается общая тенденция к упрощению устной и письменной речи, реже слышат школьники богатую образную речь в окружающей их среде и прочее, прочее. Однако, как говорится, "чем дело сложнее, тем оно важнее". Поэтому поделюсь сегодня разными любопытными методами и приёмами, чтобы эта лексическая работа была интересна ученикам, а для педагога - в радость.

Фразеологи́зм — свойственное определённому языку устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав.
Википедия

Фразеологизмы делают нашу речь образной, динамичной, интересной и яркой. Они великолепно живут в нашей культуре, однако весьма обескураживают иностранцев, поскольку если переводить эти устойчивые сочетания слов по отдельности, получаются странные, непонятные и даже пугающие фразы 😁 Подумайте, какую бурю эмоций могут вызвать фразы "перемывать косточки" или "разбиться в лепёшку", если их переводить дословно...

Каждый раз мы не придумываем новый фразеологизм в разговоре, а берём эти сочетания из языковой памяти, словно готовые кирпичики для построения выразительной речи. Поэтому так важно именно в школьные годы пополнять свой общий словарный запас, а так же запас фразеологизмов, крылатых выражений.

Фото с сайта yourspeech.ru
Фото с сайта yourspeech.ru

Нередко в школах систематическую работу над фразеологизмами педагоги проводят только с учениками, которые готовятся к участию в олимпиадах. Ведь это задание традиционно включают практически в любой языковой конкурс, олимпиаду по литературе или русскому языку. И очень часто именно этот номер становится для учеников большой неудачей, даже провалом. Поэтому и готовятся наши олимпиадники заранее, покупают фразеологические словари и вместе с учителем штудируют разные устойчивые сочетания.

Что же касается остальных учеников, то зачастую работа ведётся на уроках эпизодически. Многие педагоги считают эту темой необязательной, ведь даже в контрольных административных диктантах задание по толкованию устойчивых словосочетаний выносится "под звёздочку" (повышенной сложности, которое оценивается отдельно). К тому же урок всегда ограничен во времени. В него нельзя внести всё то, что важно и нужно учащемуся.

Однако, если регулярно (2-3 раза в неделю) включать в урок русского языка минутки по развитию речи и изучению фразеологизмов, то результат не заставит себя долго ждать. Я сама убедилась в этом, когда с заданием повышенной сложности стали справляться многие ученики.

1. Игра "Угадай фразеологизм".

Однажды я готовилась к занятию с олимпиадниками и случайно набрела на замечательный сайт. Он представляет собой фразеологический интернет-словарь, в котором сначала идёт зрительная визуализация устойчивого сочетания, потом толкование и затем история возникновения. Картинки показались мне забавными... и возникла идея!👍

На перемене перед уроком русского языка на доску я вывешиваю рисунок, в котором зашифрован фразеологизм. Детям нужно угадать его и дать толкование. Чтобы было немного проще, фразеологизм начинается с той буквы, которую мы пишем на минутке чистописания. А чтобы у детей была мотивация на перемене подумать и угадать - ставлю отметку за верное толкование в журнал. После чистописания угадавший озвучивает, мы записываем в тетради сам фразеологизм и его толкование, я рассказываю историю возникновения.

Задание очень понравилось моим ученикам. Теперь я создаю базу из таких картинок. На обратной стороне указываю сам фразеологизм, его толкование, историю возникновения, а готовые карточки ламинирую. Они очень мне пригодятся в работе с новыми учениками.

Кстати, таких сайтов я теперь обнаружила множество и даже приобрела себе "Фразеологический словарь в картинках".

2. Ежедневное включение устойчивых оборотов в домашнее задание.

Кроме упражнения мои ученики 4 класса пишут в каждом домашнем задании 10 словарных слов и один фразеологизм с толкованием. Это не указывается в журнале и электронном дневнике, просто то самое правило, которое уже выполняется автоматически не первый год.

Чтобы поиск новых фразеологизмов не превращался в работу для родителей, ученикам можно для начала использовать фразеологический словарик в конце учебника. Но вот когда его ресурсы заканчиваются, школьники с лёгкостью находят и другие устойчивые сочетания в словарях и сети интернет (для современного ребёнка это не составит большого труда). В результате ученик ежедневно не только читает и знакомится с новыми фразеологизмами, а и записывает их. Подключаются два канала восприятия - зрительный и моторный. 👌

Продолжение следует...

А вам, мои заинтересованные читатели, пока предлагаю тоже поиграть, как мои ученики))) Угадайте, какие фразеологизмы иллюстрируют картинки галереи ниже. В комментариях жду ваши ответы.

А так же очень интересно узнать, как в вашей школе проводится работа с учащимися по этой теме.