Или почему богатый не войдёт в Царство Небесное?
(Мк 10:17-27) И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: “Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!” Ученики ужаснулись от слов Его.
Диалог между Иисусом и богатым юношей очень показателен. Многие толкователи называют Иисуса из Назарета чуть ли не первым марксистом, будто Он выступает вообще против денег. И по правде сказать, везде, где в Евангелии встречаются деньги, Спаситель демонстрирует как минимум отстраненную позицию, а иногда и очень даже активную, когда выгоняет торгующих из Храма. Я же всегда считал Его духовным учителем, и для меня неприятие товарно-денежных отношений с Его стороны является показателем идеализма: “сознание определяет бытие”. Марксисты же сплошь материалисты, и у них “бытие определяет сознание”.
По-моему, в рассматриваемом отрывке сталкиваются как раз эти две диаметральные идеологии. Оппоненты относятся друг ко другу предельно уважительно, ценя свободу выбора любого человека, и не навязывая никому своей точки зрения, тем не менее, каждый остаётся при своих, доказывая сильную приверженность своему пути.
На каких позициях стоит юноша? Если он в таком молодом возрасте уже богат, скорее всего его богатство досталось ему от рождения, и он не знает другого способа жить. Как богатый решает свои вопросы? Деньгами. Для него исполнение заповедей, о которых говорит церковь, пустая формальность, не стоящая труда. Можно даже самому никуда не ходить - послал слугу, и тот купит всё что нужно. Капитал - вот то божество, которому он служит. Ему он приносит в жертву свою жизнь, силы, время, способности - лишь бы он рос и приумножались.
Что хочет от юноши Иисус? Чтобы тот сменил “религию” - отказался от капитала и перешел на службу Богу, Которого прославлял Иисус. И таким образом, этот спор становится не разговором о деньгах, а вполне себе религиозным. Иисус как бы говорит: а попробуй все те же заповеди исполнить, когда у тебя не будет и гроша за душой. Попробуй не воровать, когда не на что купить хлеба, попробуй не прелюбодействовать, когда нет денег на свадьбу, попробуй найти время на родителей, когда от рассвета до заката приходится заниматься тяжелым физическим трудом ради прокормления себя, не говоря уже о семье и детях. Для беняка церковная десятина уже не пустая формальность, а трудный выбор, кого оставить голодным сегодня.
Почему юноша не согласился? А вы представляете, как это сложно, поменять свою веру?! Во-первых, он уже познал силу своего “господина” - какую власть и могущество даёт капитал. Отказавшись от него, он не смог бы вернуться к прежнему образу жизни. А во-вторых, что обещал Иисус своим последователям? Я сейчас на полном серьёзе спрашиваю, вы знаете, что Иисус обещал ученикам? Петру обещал, что тот станет “ловцом человеков”, двенадцати ближайшим апостолам - что те станут судить 12 колен израилевых после всеобщего воскресения. Всем остальным - то что бремя, которое они возьмут за Христа, “будет легко”.
Как бы вы отреагировали на такие обещания? Как-то неконкретно что ли, не находите? Да и картинка была так себе: ходить по всей стране, окруженным толпами людей, которые жаждут, чтобы Иисус исцелил их; терпеть голод, холод, неустроенность, неизвестность будущего. И всё это с определенным риском для жизни. Многие, как мы читаем в Евангелии, отказались от такой жизни, и только Петр с 12 учениками остались, не совсем понимая, впрочем, что же их ждет. Вы бы остались? Это сейчас нам легко называть себя христианами, сидя в уютных креслах и попивая горячий кофе на завтрак. Наверное, таким же образом и юноша называл себя настоящим иудеем, ни в чем себе не отказывая.
Почему юноша ушел опечаленным? Видимо, он столкнулся с границами, которые накладывал на него образ жизни. Он хотел бы развиваться в духовном плане, молодым это свойственно, и поэтому пришел к Иисусу. Вот только он не был готов к радикальному изменению своей жизни. Мы все хотим, чтобы развитие происходило эволюционно - плавно от одного состояния к более совершенному. Иисус предложил революционный путь - отбросить старое и выбрать новый путь, узкий и тернистый.
Признайтесь, многие из нас согласились бы, если бы нам сказали, что надо оставить денежную работу, уютный дом, семью, и уйти послушником в монастырь - без денег, жилья? Неся послушания, отказывая себе во всем, терпя гонения, интриги, притеснения? И при этом нам как-то невнятно пообещали “спасение души”, не потрудившись объяснить, а что это вообще значит. Просто поверь, и всё!
Так что, не будем торопиться осуждать юношу. Как минимум, у него была жажда духовного роста и желание что-то сделать.
Но почему же ужаснулись ученики? Я так понимаю, на их глазах рухнул один из столпов веры: уж кто-кто, а богатые по всем понятиям должны быть первыми на этом празднике загробной жизни. А теперь, вообще непонятно, а как спасаться то? Если этому прекрасному юноше отказали, то им то куда со своим “свиным рылом в калашный ряд”? Вот чего мы лишены в нашей повседневной духовной жизни - экзистенциального ужаса. На наших глазах такого никогда не происходило, чтобы Бог кому-то отказал. Почему это так страшно? Так ведь надо потом разбираться, голову ломать, и чем этот несчастный не угодил, может и в нашей жизни надо срочно что-то исправить. А мы так хотели верить, что у нас всё в порядке.
А вы верите в спасение души?