Найти в Дзене

ЧТО ТАКОЕ АЙКИ? ЗНАЧЕНИЕ, ИСТОРИЯ И ТОЛКОВАНИЕ

Отказ от ответственности: в этой статье не рассматривается правильное определение согласно основной линии Дайто-рю. Я не являюсь лицензированным учителем, и поэтому не имею права обсуждать учения традиции. И уж точно я не стал бы делать это в Интернете, как ни в каком другом месте.

Кондо Масаюки сэнсэй с Токимунэ сэнсэем (источник: буклет, посвященный 20-летию филиала в Токио)
Кондо Масаюки сэнсэй с Токимунэ сэнсэем (источник: буклет, посвященный 20-летию филиала в Токио)

Существует множество книг, видео, организаций и семинаров, претендующих на обучение этой загадочной концепции. И упражнений по её использованию. И всё же, похоже, что каждая организация имеет либо разное понимание концепции, либо разное понимание её применения, либо и то, и другое.

Но стоит задаться вопросом: что же такое Айки?

В этой статье мы рассмотрим некоторые исторические корни айки, как она развивалась в 19 и 20 веке, как она стала неотъемлемой частью Айкидо, что она означает для Дайто-рю сегодня, и сделаем несколько выводов.

Историческая справка

Начнем с того, что, похоже, исторических исследований по этой теме было проведено мало (за исключением работы господина Кудо, к которой мы вернемся позже в этой статье). В Интернете есть несколько статей на японском языке, но большинство из них, похоже, ссылаются на его работу. На английском языке одним из лучших интернет-ресурсов по этому вопросу, вероятно, является статья на сайте Kishin Juku France.

Я смог подтвердить многие из её утверждений, включая:

  • Присутствие термина айки (записанного как 相気) в записях Тока Мондо школы Кито-рю (1764), электронную копию которой я приобрел;
  • Упоминания в Итто-рю хэйхо тохо кигэнко школы Наканиси-ха Итто рю (1861), которая доступна бесплатно на Google Books (возможно, есть и более старые копии);
  • упоминания в Будо Хикэцу Айки-но дзюцу (1892), которую всё ещё можно приобрести в магазине).
Будо Хикэцу Айки-но дзюцу
Будо Хикэцу Айки-но дзюцу

В ходе дополнительных исследований мне удалось найти этот термин в следующих дополнительных записях:

  1. Кито-рю дзюдзюцу кироку (1837, записано как 相気);
  2. Тэнсин Синъё-рю дзюдзюцу дайироку (1852, написано 相気);
  3. Тэнсин Синъё-рю дзюдзюцу гокуи кёдзю дзукай 天神真楊流柔術極意教授図解 (1893, записано как 合氣; доступно в цифровом формате в National Diet’s Digital Library здесь);
  4. Итто-рю хэйхо кодзё мокуроку 鉄舟随筆(1800-е годы, точная дата неясна; текст доступен в цифровом формате в National Diet’s Digital Library здесь);
  5. Сасаки Киси Янаги: Миямото Мусаси Эйю Бидан 佐々木岸柳宮本武蔵英雄美談 (1890, книга о героических рассказах Миямото Мусаси - в одной из глав повествуется о том, как Цукахара Бокудэн обучал Миямото Мусаси айки-но дзюцу (1), в электронном формате доступна в National Diet’s Digital Library здесь);
  6. Сэйсин Дзиккэнпо: Итимэй Дзитти оё сайминдзюцу 精神実験法 : 一名・実地応用催眠術 (1904, книга о гипнозе некоего Такэды Юдзабуро; текст доступен в электронном формате в National Diet’s Digital Library здесь).

И во многих других.

Рукописная копия Итто-рю Хэйхо Кадзё Мокуроку из Итто-рю Ямаока Тессю Санкороку (происхождение неизвестно, личный архив).
Рукописная копия Итто-рю Хэйхо Кадзё Мокуроку из Итто-рю Ямаока Тессю Санкороку (происхождение неизвестно, личный архив).

Сейчас я остановлюсь на некоторых моментах, имеющих отношение к теме данной статьи.

По-видимому, существуют различные варианты написания термина айки, которые, очевидно, имеют разное значение. Можно предположить, что 合氣 приблизительно означает «встреча энергий» или «смешение энергий» (2), тогда как 相氣 переводится как «энергия противника». В некоторых традициях эти два способа написания используются как взаимозаменяемые (связано ли это с ошибками транскрипции или другими причинами, неясно).

Независимо от того, как он написан, это понятие, по-видимому, имеет разное значение в зависимости от традиции.

Скорей всего, этот термин вошёл в популярную культуру (3) где-то к концу 19-го века, причем с сомнительной степенью достоверности (4). По крайней мере, мне пока не удалось найти более старые записи, в которых этот термин использовался бы вне традиций корю.

Похоже, что термин использовался вне традиций корю, чтобы придать достоверность тому, что могло быть сомнительной практикой (5). По крайней мере, похоже, что этот термин используется для описания мистических концепций, чем тех, которые описывают различные традиции корю.

Хотя некоторые из приведенных выше материалов - или, по крайней мере, их ссылки на айки - можно найти в переводе на английский язык, большая их часть все еще не имеет перевода, который я мог бы найти.

Очевидно, что различные, относительно не связанные между собой традиции, использовали этот термин так, что, согласно записям, он имел разное значение и смысл. Или, по крайней мере, можно с уверенностью сказать, что пояснения, прилагаемые к термину, действительно различаются в разных традициях.

Стоит отметить, что документы, связанные с корю (записи, дэнсё и т.д.), в которых упоминается этот термин, скорее всего, не были широко распространены - если не хранились в строгой тайне. Хотя этот термин, как предполагают некоторые, проскользнул в широко распространённые практики из документов, вполне вероятно, что глубокий смысл не был раскрыт (поскольку можно предположить, что для этого требовался определенный уровень подготовки и прямой передачи).

Возникновение будо

С конца XIX века дзюдзюцу начинает преобладать как практика будо, во многом благодаря усилиям Кано Дзигоро. В то же время кэндо начинает развиваться в своей современной форме благодаря влиянию таких личностей, как Такано Сасабуро (6). Одновременно с этим, Япония ощущает влияние агрессивной модернизации и сильную тягу к традициям.

Сасабуро Такано (高野佐三郎 / 1862 - 1950) из Наканиси-ха Итто-рю, один из основателей современного кэндо
Сасабуро Такано (高野佐三郎 / 1862 - 1950) из Наканиси-ха Итто-рю, один из основателей современного кэндо

Некоторые дальновидные и проницательные читатели могут заметить, что оба человека были в курсе того, как в их традиции понимается Айки; Кано - в Тэндзин Синъё-рю и Кито-рю, а Такано - в Итто-рю, соответственно.

Не исключено, я полагаю, что они могли открыто обсуждать этот термин, тем самым расширяя его использование. Также вполне вероятно, что этот термин мог упоминаться в разговорах между практиками разных традиций, возможно, в процессе этого его значение искажалось и становилось менее понятным, в чём заключалась изначальная суть термина для конкретной традиции.

Тем временем, Такэда Сокаку сэнсэй, начиная с 40 лет, начинает открыто преподавать своё искусство - Дайто-рю дзюдзюцу. Будучи сам практиком Итто-рю, можно предположить, что он мог столкнулся с понятием айки, заложенным в этой традиции. Нельзя сказать, что тогда в Дайто-рю не было понятия айки, но Сокаку сэнсэй мог сравнить эти два понятия и, возможно, немного смешать их. Интеграция тренировок Оно-ха Итто-рю в некоторые линии Дайто-рю, идущие от Сокаку сэнсэя, безусловно, предполагает сильную связь между ними.

В этом же ключе можно предположить, что дискуссии об айки могли происходить между Уэсибой Морихеем и Кано Дзигоро. Здесь также смысл мог быть изменен и преобразован путём взаимного влияния.

На данный момент всё это является лишь домыслами, и я надеюсь продолжить исследование этой темы в будущем. Во-первых, я не установил, насколько хорошо начитанным и хорошо обученным был Кано Дзигоро в обеих основных практиках корю7. Я также не нашел никаких записей, намекающих на гипотетические дискуссии, о которых я говорил выше.

Я хочу отметить, что существуют разумные пути исследования и правдоподобные теории относительно эволюции этого термина в первой половине 20-го века. Другими словами, хотя это было и остаётся тайной традиции для каждой соответствующей школы, вполне возможно исследовать, есть ли признаки того, что значение термина могло эволюционировать или изменяться с течением времени.

По крайней мере, можно легко представить себе, что термин получил относительно широкое распространение благодаря росту популярности потомков боевых практик и их главных фигур - Кано с его дзюдо (из Кито-рю и Тэндзин Синъё-рю), Уэсиба с тем, что стало известно как Айкидо (из Дайто рю), и кэндо с Сасасбуро (из Итто-рю).

От дзюдзюцу к айкидзюцу и айкидо

Современное будо и становление айкидо: техника и осознание айки (Кудо Рюта, Университет Васэда)
Современное будо и становление айкидо: техника и осознание айки (Кудо Рюта, Университет Васэда)

Этим направлением исследований отчасти следовал Кудо Рюта (8). В своей книге «Современное Будо и становление Айкидо» он пишет:

В «Эймэйроку» под заголовком «441. Деревня Нисинотани, Танабэ, Нисимуро-гун ученик Уэсиба Морихэй» написано, что «с 28 апреля по 15 сентября 1922 года великий мастер Такэда преподавал Дайто-рю айкидзюдзюцу в усадьбе Аябэ, в Икаруга-гун, префектуры Киото». Возможно, что Морихэй обучался как на официальных занятиях Сокаку, так и вне их. Только в это время «айки» было добавлено к названию школы Дайто-рю дзюдзюцу в Эймэйроку (регистрационная книга).

В августе того же года к титулу «Хидэн Оги-но кото» Уэсибы, уже присвоенному Сокаку в 1916 году, добавляется название «Айкидзюдзюцу», таким образом, документ переименовывается в «Айкидзюдзюцу Хидэн Оги-но кото».

Неясно, было ли Дайто-рю Айкидзюдзюцу до этого времени названием, сохранявшимся в традиции, или же произошло фактическое изменение названия в соответствии с требованиями времени. Однако стоит отметить, что в этот же период Уэсиба получает лицензию на преподавание (9) (более известную как кёдзю дайри).

Что ясно, так это то, что несколько лет спустя Уэсиба начал создавать своё направление, используя несколько названий для своей организации, прежде чем установилось название Айкидо. Во время этого перехода - и до самой смерти Уэсибы - очевидно, что концепция айки в этой новой организации начала устойчивую эволюцию, которая отклонялась от всех интерпретаций в корю, которые я мог найти до сих пор (Дайто-рю или другие). Короче говоря, похоже, что понятие айки всё больше переплеталось с религиозными представлениями и всё меньше было связано с традициями древних времён и, возможно, больше опиралось на собственный жизненный опыт Уэсибы.

Сегодня официальная история Айкидо, согласно Айкикай, гласит, что Уэсиба тренировался в «нескольких традиционных стилях боевых искусств». Это утверждение было поставлено под сомнение Стэнли Пранином, но, независимо от этого, не исключено, что Уэсиба мог ознакомиться - и позаимствовать - некоторые элементы других традиций корю. Если вы помните, то написания 相気, и 合氣 можно найти в записях Тэндзин Синъё-рю, поэтому интересно то, что Уэсиба тренировался в этой традиции, хоть и в течение короткого периода времени.

Интересно также отметить, что Уэсиба утверждал, что тренировался в Кито-рю и Синкагэ-рю в интервью 1956 года - двух других рю-ха, также использующих термин айки для передачи части своей традиции ученикам (10). Опять же, я должен предупредить, что эти утверждения кажутся сомнительными, но даже в этом случае можно задаться вопросом, почему он упомянул именно эти практики (а не, скажем, Итто-рю, например, которую, как известно, практиковал Сокаку сэнсэй).

Источник: http://www.aikikai.or.jp/eng/aikido/about.html
Источник: http://www.aikikai.or.jp/eng/aikido/about.html

Однако ещё интереснее то, что я выделил синим цветом - запись о 1922 годе в таблице, совпадает с событиями, которые я описал ранее:

Посредством дальнейшего духовного обучения он называет и пропагандирует суть будо как «Айки».

Здесь выясняется, что айки, как одна из концепции в некоторых традициях, теперь была переработана во вторичную по значимости концепцию всего Будо.

Дайто-рю, айки и корю.

Сокаку сэнсэй скончался во время войны, в то время как его сын, Токимунэ сэнсэй, служил в армии. Это, по-видимому, и стало точкой отсчета, когда Дайто-рю начало дробиться на различные направления, известные сегодня.

Интересно, что, начиная с 1954 года, существует множество документально подтвержденных попыток воссоединить различные направления - или, по крайней мере, укрепить отношения между ними. Например, Токимунэ был гостем на демонстрациях, проводимых Кодокай. Известно, что он также поддерживал отношения с Сагавой, встретившись с ним в 1972 году. Такумакай неоднократно отправляла учеников в Дайтокан - додзё Токимунэ сэнсэя.

К сожалению, похоже, что все попытки по тем или иным причинам не увенчались успехом. С тех пор некоторые из этих направлений распались на независимые подгруппы, многие из которых, судя по всему, не получили полной передачи. Одно из очевидных последствий этого - вероятное размывание и изменение (либо путем добавления, либо из-за пробелов) термина айки с течением времени.

Опять же, не мне говорить читателю, что такое айки, а что нет. Однако, что я могу вам сказать, так это то, что айки считается секретом традиции. И даже если вы найдете DVD и книги на эту тему то, что они охватывают, всегда будет ограничено лишь малой частью. И если вы не получили полной передачи, возможно, что ваше понимание не будет полным - или, по крайней мере, что ваше понимание будет в чём-то отличаться от понимания традиции.

Дайто-рю - это корю, и как таковое оно следует тем же механизмам передачи, что и другие корю.

Отличие Айкидзюдзюцу от дзюдзюцу (НА РУССКОМ)5:12

Заключение

Не давая определения айки, многие ключевые моменты всё же кажутся относительно ясными:

  • Айки исторически не было единой, монолитной концепцией, разделяемой различными традициями. Она имела различное значение в зависимости от характера практики и самой традиции;
  • Многие ключевые фигуры или основатели современного будо (а именно кэндо, дзюдо и айкидо) были представителями традиций, включавших термин айки в свою литературу, и вполне разумно предполагать, что они были знакомы со значением этого термина в своей традиции;
  • Появление айки в популярной культуре (11), по-видимому, началось либо до, либо одновременно с появлением Дайто-рю или Айкидо, и часто ассоциировалось либо с псевдомистическим, либо с исторически неточным содержанием;
  • 1922 год, по-видимому, стал поворотным годом для появления айки как популярной, открыто обсуждаемой концепции боевой практики, которая, по-видимому, находилась под влиянием Дайто-рю;
  • Айки, как она известна сегодня в Айкидо, похоже, раздвоилась в своём значении и является концепцией, отличной от той, что присутствует в традиционных корю;
  • разделение Дайто-рю на многочисленные группы и подгруппы - в некоторых случаях без полной передачи - вероятно, разнообразило значение Айки в различных линиях.

Я не берусь утверждать, что эти выводы окончательны. Необходимо провести больше исследований на эту тему, которых на сегодня мало.

Но мне ясно одно: в то время как айки имеет конкретное определение в основной линии Дайто-рю, она имеет другое значение в других линиях и других традициях корю.

Я предполагаю, что понимание исторического происхождения, способа передачи и эволюции этого термина может помочь практикующим лучше понять свою собственную современную практику и то, как она появилась. Я также хотел бы предположить, что это может открыть дверь к мудрости поколений, которая может оказаться ценной.

Сноски:

[1] Очевидно, что эта история не выдерживает исторической проверки, так как Бокудэн умер за 13 лет до рождения Мусаси.

[2] Разве не интересно было бы узнать, что 合気 означает «энергия на коротком расстоянии»?

[3] Популярная культура здесь используется в относительном понятии. Насколько широко были распространены материалы для чтения - и, следовательно, знание термина - остается неясным.

[4] Под этим я подразумеваю, что термин, по-видимому, был заимствован без полного понимания его значения.

[5] Стоит отметить, что в «Сэйсин дзиккэнпо» также говорится о Мусаси и Бокудэнэ как об освоивших айки, но не на ту же историю, упомянутую в «Миямото Мусаси эйю бидан».

[6] Интересно, что Такано Сасабуро также был поздним учеником Ямаока Тэссю и несколько раз встречался с Такэда Сокаку сэнсэем и Такэда Токимунэ сэнсэем. Но, похоже, больше никаких связей нет.

[7] Ланс Гатлинг, возможно, обнаружил некоторые зацепки в этом отношении, но я думаю, что для того, чтобы прийти к каким-либо окончательным выводам, необходимо копнуть глубже.

[8] Господин Кудо также тренируется в Дайто-рю. Согласно его книге, упоминания об айки можно найти ещё в 1687 году!

[9] Это видео от М. Пранина довольно точное, за исключением, кажется, суммы, требуемой в качестве оплаты. Вы можете обратиться к разделу комментариев, где я оставил заметку по этому вопросу (включая источники).

[10] Как я уже упоминал ранее в этой статье, мне удалось найти такие документы для Кито-рю, но не для Синкагэ-рю, однако в книге господина Кудо есть глава и подробности относительно обоих.

[11] Опять же, в относительном выражении. См. сноску [2].

Marc Trudel. What is Aiki?

-7

ПЕРЕВОДЫ ВИДЕО И КНИГ «БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ»